Владимир Семенович Высоцкий: актер, певец и гражданин
Владимир Семенович Высоцкий – величайший русский бард второй половины XX века. Его помнят, его песни слушают и поныне. Почему люди приходят на могилу Высоцкого ежегодно 25 июля, в годовщину его смерти?
Отношения с властью
В Советском Союзе, наверное, не было ни одного человека в возрасте старше шестнадцати лет, не знавшего его песен. "Признанный голос инакомыслия", как звали Высоцкого в народе, но не диссидент. Признанный властью актер, снявшийся более чем в десяти фильмах, но не признаваемый никогда как поэт и певец. Исполнитель множества ролей в театрах, Высоцкий не имел никаких званий.
Он был сыном своей страны, он был очень русским. Своими сатирическими песнями он бичевал строго регламентированную систему советского общества. Все сознательные годы жизни Высоцкий балансировал на грани: с одной стороны, чрезвычайная популярность в народе, с другой – такое же острое недовольство чиновников от партноменклатуры.
Если бы песни Высоцкого были просто протестами, они были бы хороши только на диссидентских митингах. Но из его песен советские люди черпали силы жить, работать, любить.
Высоцкий клеймил официальное советское лицемерие, но власти его не трогали. Запреты на исполнение песен и трансляцию концертов по телевидению не мешали популярности поэта. Высоцкого слушали в записях. Он шел по канату между чиновничеством и инакомыслием, но власти никогда не пытались спровоцировать его, боясь открытого бунта. И это вселяло надежду, что система ослабла и вот-вот рухнет.
Роли в кино
Дебютировал Высоцкий в 1959 году, сыграв эпизодическую роль в фильме "Сверстницы". После этого были еще несколько картин, о ролях в которых он не любил вспоминать.
Известность ему принесла роль в фильме "Вертикаль". В нем звучали авторские песни в его исполнении. Позже студия звукозаписи "Мелодия" выпустила пластинку с песнями из кинофильма.
Лучшими работами Владимира Семеновича Высоцкого стали роли капитана Жеглова в телесериале "Место встречи изменить нельзя", белогвардейского офицера в фильме "Служили два товарища" и Дона Хуана в "Маленьких трагедиях".
Гамлет и Высоцкий
Премьера "Гамлета" Юрия Любимова в Театре на Таганке состоялась в 1971 году. Театр был центром социальной и моральной оппозиции режиму, а "Гамлет" в постановке Любимова с Высоцким в главной роли – живой душой и совестью того времени.
До 1980 года все спектакли проходили при полном аншлаге, билеты на "Гамлета" были своеобразной московской валютой. После смерти актера спектакль исключили из репертуара.
Начиналось представление на голой сцене. Белый задник был украшен тяжелым деревянным крестом. Два могильщика пили водку и выбрасывали грязь и черепа из открытой могилы в глубине сцены. Владимир Семенович Высоцкий играл роль в черных джинсах и свитере, под аккомпанемент неразлучной гитары он декламировал "Гамлета" из "Доктора Живаго" Пастернака. В великом переводе Бориса Пастернака Гамлет явился воплощением благородства и отчаяния русской интеллигенции. Гамлет в исполнении Высоцкого – самоотверженный, даже христоподобный страдалец. Его драма – это драма не слабости, а самоотречения. Он – судья своего времени и слуга будущего.
Высоцкий в спектакле дистанцировался от роли. Он не сливался со своим персонажем, а выражал свое личное отношение к нему. Он оставался трубадуром, сообщающим зрителю о своем отношении к Гамлету, раскрывая при этом свою изоляцию, поэзию и поиск ответа на вечный вопрос: "Быть или не быть?". А занавес – еще одно действующее лицо спектакля – контролировал действие, падая с потолка, двигаясь вокруг и между актерами, как гигантский монстр.
"Гамлет" Любимова потряс московский истеблишмент, отвергнув традиционную интерпретацию шекспировской драмы.
Похороны Высоцкого
Он умер во время московской Олимпиады, и тысячи люди променяли стадионы и телевизоры на участие в прощальной панихиде. Невзирая на отсутствие официальных сообщений, о смерти актера, поэта, певца, трубадура духовной свободы Владимира Семеновича Высоцкого вся Москва узнала в течение нескольких часов.
"После похорон Высоцкого я стал уважать москвичей", - сказал Любимов.
Жизнь и песни
Все, что делал Высоцкий – то ли выступал в театре, то ли пел, то ли просто жил, – он делал с надрывом. Он умер в возрасте 42 лет, в разгар своей славы. К сожалению, жизнь его была омрачена алкоголем и запрещенными веществами.
Высоцкий сочинил около 700 песен, которые исполнял под аккомпанемент семиструнной гитары. Да, их знали не все. Кратко о Высоцком можно рассказать словами "голос нации". Подробно расскажут его песни. Вот несколько, которые до сих пор популярны и трогают загадочную русскую душу.
Знаковые песни
Его песня "Я не люблю" была принята всеми безоговорочно. В ней скука и раздражение автора жизнью накладываются на критику советского общества в целом. Высоцкий перечислил в этой песне то, что раздражало любого сильного и честного человека.
"Охота на волков" - пожалуй, самая экспрессивная песня Владимира Семеновича, гимн стремления к свободе и неприятия авторитаризма. Его голос, как металл по стеклу, скрежещет и скрипит. Сложно поверить, что всю какофонию звуков издает один человек с гитарой.
"Кони привередливые" – провидческая песня. Поэт предсказал свою судьбу: "Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!" И хотя в тексте песни он просил коней замедлить свой бег, в реальной жизни он гнал их на бешеной скорости. Он чувствовал близость смерти, более того, он ее приближал своим образом жизни, но под конец ему хотелось "хоть чуть-чуть постоять на краю".
"Скажи еще спасибо, что живой" – еще одна полная сарказма и иронии песня о жизни и ее унижениях, в которой каждый куплет заканчивается этими словами. Вся песня завершается вопросом: "Кому сказать спасибо, что живой?"