Сергий Радонежский: чем прославился, биография и деятельность

Преподобного Радонежского чудотворца Сергия по праву считают игуменом и печальником русской земли, а также самым чтимым святым иноком с древних времен и до нынешних дней. Он основал несколько святых обителей, но самую большую известность получила Троице-Сергиева лавра (Московская обл., г. Сегиев Посад).

Подвиги этого святого иеромонаха пришлись на очень тяжелую эпоху, когда вся Русь страдала от гнета монголо-татарского ига, а для обретения независимости нужно было строить единое и сильное государство.

Житие святого

Великий подвижник

С именем Сергия Радонежского связано возникновение духовной культуры и возобновление монашества на Древней Руси. Монашеский путь начинали великие киево-печерские преподобные отцы Антоний и Феодосий.

Сергий Радонежский был воином, который никогда не держал в своих руках оружия, но сделался опорой в борьбе с монголо-татарами, вдохновив князей объединиться и встать на защиту независимости Руси.

Князя Донского он благословил на битву на Куликовском поле, которая произошла в 1380 году. В помощь ему - славному князю - он послал двух иноков Пересвета и Осляблю, некогда бывших воинами. Победа их войска принесла значительное усиление молодого государства.

Благословение Донского

Житие Сергия Радонежского

Богоносный отче Сергий, которого в миру звали Варфоломеем, родился 3.05.1314 г. (по старому стилю) в небольшом селении Варницы, недалеко от Ростова. Его отцом был поместный боярин Кирилл, служивший у удельных князей на ростовских землях, а мать звали Марьей, которая занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.

Еще до рождения сына за божественной литургией в храме его мать Мария и прихожане слышали его трехкратное восклицание, когда начинали читать Евангелие, в момент Херувимской песни и когда священник произносил слова: «Святая святым».

С самых первых дней младенчества Варфоломей по постным дням - средам и пятницам - не принимал материнского молока. В семь лет его вместе с родными братьями Стефаном и Петром стали обучать грамоте.

Чудесный случай

Варфоломею учеба давалась нелегко, и поэтому учитель часто ругал его. Родители мальчика очень сильно за него переживали. А он слезно молился Богу и просил о помощи. В биографической истории Сергия Радонежского описан один очень удивительный случай.

Как-то раз отец послал его пасти табун княжеских лошадей, а некоторые из них отбились от группы и зашли в лес. Мальчик немедленно отправился на их поиски. Выйдя на пригорок, он увидел красивый дуб и под ним - молящегося благообразного старца, который, завершив молитву, вынул из своей котомки кочежец, в котором лежали частицы просфоры. Взяв одну из них он, перекрестив, дал съесть ее отроку со словами о том, что в знамение Божией благодати и понимания Священного Писания Господь ему отныне дает такие знания грамоты, каких нет у его братьев и сверстников.

Потом старец засобирался в дорогу, но Варфоломей попросил его зайти к ним в дом погостить. Родители накрыли стол, чтобы достойно встретить гостя. Но старец пожелал сначала вкусить духовную пищу и попросил отрока читать Псалтырь. Мальчик стал легко и внятно читать, чему все кругом сразу удивились. Перед уходом старец сказал, что велик их сын будет перед Господом и народом своим и станет избранной обителью Духа Святого.

Монах-отшельник

Сергий Радонежский. Почему Радонежский

В 1328 году семья Варфоломея стала терпеть серьезные нужды в недостатке хлеба из-за частых набегов татар и тяжких даней и решила перебраться в Радонеж.

Старший брат женился, а состарившиеся родители приняли иночество и до самой кончины прожили в Хотьково-Покровском монастыре. После их кончины Варфоломей и его брат Стефан тоже захотели стать иноками этого монастыря.

Через время Варфоломей уговорил Стефана, и они вместе решили стать отшельниками, основав посреди дремучего леса пустынь. Там они возвели деревянную часовенку во имя Святой Троицы, где теперь построена Троице-Сергиева лавра.

Но Стефан пустынную жизнь долго не выдержал и, оставив брата, ушел в Богоявленский монастырь в Москве, где познакомился с иноком - будущим святителем Московским и всея Руси Алексием.

А Варфоломей с именем Сергий принял иноческий постриг - в честь мучеников Сергия и Вакхи.

Слухи о молодом отшельнике пошли по всей округе, и уже через несколько лет возле Сергиева скита появились новые насельники.

Образование монастыря

Постепенно образовалась обитель - Троице-Сергиев монастырь. Святой Сергий Радонежский установил новые обязательные правила для жития иноков. Он запретил принимать инокам подаяние, чтобы они питались за счет своих трудов. И сам подавал пример, находясь в ежедневных трудах. Монастырь рос и с годами превратился в один из красивейших на Руси.

Молва о великом подвижнике дошла и до Царьграда. Вселенский патриарх Филофей наградил игумена Сергия крестом, параманом, схимой и грамотой за добродетельное житие. А по благословению и напутствию московского святителя Алексия иеромонах Сергий образовал в монастыре общежительный устав. Кстати, известен и тот факт, что митрополит Московский и всея Руси Алексий буквально перед своей кончиной хотел отца Сергия видеть кандидатом на пост первосвятителя. Но тот отказался, так как искал жизни смиренной и уединенной.

Миротворчество игумена Сергия

Святой Сергий Радонежский был мудрым и кротким и мог одним словом воздействовать на грубые и ожесточенные сердца людские. Он часто примирял враждующих князей и хотел, чтобы они подчинились великому князю Московскому, ведь надо было дать отпор чужеземцам, постоянно терзавшим землю русскую.

Великий князь Дмитрий Донской, получив благословение от владыки Сергия, отправился со своим войском на предстоящее сражение на Куликовом поле. В помощники игумен Сергий отправил двух схимонахов Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета) и даже предсказал полную победу.

В сентябре 1380 года, в день Рождества Богородицы, победа над татаро-монголами была одержана. Во время боя прп. Сергий и вся монастырская братия молились, чтобы Господь даровал победу русскому князю с его воинством.

Новые обители преподобного Сергия

Кроме Свято-Троицкого монастыря, преподобный Сергий стал основателем еще нескольких монастырских обителей, среди которых - Свято-Благовещенский (Киржач, 1358 г.), Богоявленский Старо-Голутвин (Коломна, 1385 г.), Высоцкий (Серпухов, 1373 г.) и Свято-Гергиевский скит на Клязьме (1365 г.).

В эти скиты и монастыри преподобный Сергий отправил своих учеников, чтобы они стали там настоятелями. Ими было создано около 40 монастырей.

Верующий народ в память о покровителе всея Руси стал возводить храмы в честь прп. Сергия Радонежского, которых можно насчитать несколько десятков.

Чудеса преподобного Сергия

Чем прославился Сергий Радонежский? В житии святого описано множество чудес, совершенных этим удивительным человеком. Народ приходил к нему из разных уголков Руси за духовными советами и исцелением. Как-то раз он даже оживил мальчика, умершего на руках своего отца, принесшего его к игумену.

Описан и еще один чудесный случай, когда преподобному Сергию сослужил Сам Ангел Господень, но игумен запретил об этом рассказывать кому-либо, пока не закончилась его земная жизнь.

За благочестивую жизнь игумен Сергий Радонежский удостоился небесного видения от Господа. Однажды он молился перед иконой и после молитвы присел, чтобы передохнуть. А потом, повернувшись лицом к своему ученику Михею, он произнес, что их ждет чудесное посещение, и спустя несколько мгновений явилась Пресвятая Богородица со святыми апостолами - Петром и Иоанном Богословом. Все вокруг залил яркий свет, от которого преподобный упал на землю. Явившаяся Богородица, благословляя, прикоснулась к нему руками и сказала, что всегда будет покровительницей его обители.

Отхождение к Господу

За полгода перед своей кончиною, предчувствуя этот час, прп. Сергий Радонежский призвал к себе всю братию и указал выбрать следующим настоятелем одного из его учеников - опытного духовного наставника - монаха Никона (1352-1426 гг.). И напоследок завещал всем внимать себе, иметь страх Божий, душевную чистоту и нелицемерную любовь.

25.09.1392 г. (по старому стилю) жизнь Сергия Радонежского подошла к концу, и душа его отошла к Господу. Свое тело он наказал положить на общем монастырском кладбище, но это огорчило братию, и по благословению митрополита Киприана тело игумена было положено в церкви.

Память о святом

Самым достоверным источником о Сергии Радонежском, являющимся памятником древнерусской литературы, стало знаменитое «житие», написанное в 1417-1418 гг. его учеником Епифанием, которое с годами было переработано и дополнено Пахомием Логофедом.

Святой Сергий Радонежский

Если говорить об иконах, то до наших дней дошел шитый покров – одно из самых древнейших изображений, датируемое 1420 годом, которое сейчас хранится в Ризнице Троице-Сергиевой лавры. На нем можно разглядеть, как выглядел Сергий Радонежский, хотя бы примерно.

Существует и древнейшая житийная икона с девятнадцатью клеймами, создание которой приписывается кругу мастера Дионисия, и датируется она 1480 годом.

Обретение мощей

5.07.1422 года (по старому стилю) были обретены нетленные мощи прп. Сергия. Когда вскрыли гробницу, все увидели не только целое и нетленное тело, но и нетронутую временем одежду святого.

В 1427 году, ровно через 5 лет после обретения мощей, в честь прп. Сергия произошло основание Троице-Сергиева Варницкого монастыря.

Существует еще одна очень интересная информация о Сергии Радонежском, а точнее о его святых мощах. Ее раскрыл внук священника Павла Флоренского.

Перед Пасхой в 1919 году, в Лазареву субботу, советские власти должны были устроить вскрытие мощей прп. Сергия. Под вопросом оказалась безопасная сохранность мощей, по этому поводу собрались на тайное совещание отец Павел, отец Кронид, граф Ю. Олсуфьев, М. Шик и П. Мансуров, которые через время приняли священнический сан.

Святой Сергий Радонежский

Подмена

Ночью они пришли в Троицкий собор, помолившись перед ракой прп. Сергия, с помощью копья отделили голову святого и поменяли ее на голову князя Трубецкого, некогда упокоенного в лавре.

Сначала глава святого хранилась в ризнице, но потом граф Олсуфьев положил ее в ковчег и стал хранить дома в Павловом Посаде.

В 1928 году, опасаясь ареста, он закопал этот ковчег в своем саду. В 1933 году отца Павла арестовали, Олсуфьев успел убежать в Нижний Новгород. Там он рассказал свою историю Александру Голубцову - будущему епископу Новгородскому - владыке Сергию. Тот через время смог отыскать ковчег в саду и переместить его в Николо-Угрешский монастырь, где он хранился до окончания ВОВ.

Голубцов, вернувшись с войны, ковчег со святыней передал приемной дочери Олсуфьева, Е. Васильчиковой, которая потом в 1946 году тайно отдала ее Патриарху Алексию I. И по его благословению глава святого была возвращена в Троице-Сергиеву лавру, которая вновь была открыта. Святые мощи до сих пор хранятся в Троицком соборе.

Троице-Сергиева лавра

Троицкая осада

Рассказывая о защитнике земли русской, надо обязательно напомнить о том, какой глубокий духовный, экономический и политический кризис постиг Россию на рубеже конца XVI и начала XVII века. Наступил период великой смуты - прекращение властвования династии Рюриковичей и избрание на престол Бориса Годунова. Противостояние между боярами и дворянами обострились. В России - страшный голод. В народе - мнение, что правление Годунова не благословлено Богом. Возле Москвы стали образовываться шайки разбойников. В Польше появился самозванец, выдававший себя за цесаревича Димитрия. Король Польши Сигизмунд III идет войной за русский престол. Лжедмитрий I вступил в Россию, в июне 1605 года его убивают в результате боярского заговора.

К власти приходит боярин Василий Шуйский. Однако опять появляются слухи, что в Польше все еще жив цесаревич Димитрий. Польша разрабатывает тактику, в которой предлагалось соединить Русь с Польшей и подчинить Русскую Церковь Папе Римскому.

Войска Лжедмитрия II расположились в Тушино, Москва оказалась в осаде, Троице-Сергиев монастырь стал стратегическим объектом, через который правительство Шуйского поддерживало связь с другими городами и получало от них подкрепление. Троицкие иноки стояли на стороне законной власти и призывали народ противостоять врагу. Монастырь стал оплотом гражданской и религиозной свободы.

23 сентября 1698 года поляки под командованием панов Сапеги и Лисовского подошли вплотную к стенам монастыря.

Война и победа

Сдача монастыря означала не только измену русскому царю, но и измену православной вере.

25 сентября был днем памяти прп. Сергия Радонежского, все собрались в монастырском храме и стали горячо молиться своему святому о защите от врагов.

Силы были неравные - защитников монастыря насчитывалось 2400, осаждавших врагов - 30 000 человек. Обороной командовали воеводы князь Долгорукий и боярин Голохвостов. Шесть недель длился штурм монастыря, пушки не умолкали, кругом все горело и грохотало.

Успешной защите монастыря способствовали упование на всесильную помощь Божию, Пресвятой Богородицы, обещавшей быть неотступной защитницей, и преподобному Сергию, который неоднократно являлся инокам и ратникам, ободряя и утешая их.

В ночь с 3 на 4 ноября поляки и бывшие с ними казаки видели, как в обители ходили два старца, похожие на святителей Сергия и Никона. Один осенял стены крестом, другой окроплял их святой водой. Казаки испугались такого видения и убежали вместе с атаманом Стеаном Епифанцем, оставив поляков.

Поляки отошли. В монастыре началась цинга, из-за которой погибло много людей. Защитников оставалось очень мало.

Весной опять начался штурм. Но тут пришла поддержка. Атаковав неприятеля с разных сторон, русские воеводы разорвали кольцо осады. Наступила долгожданная победа. Обороняли Троице-Сергиев монастырь в период с 23.09.1608 г. по 12.01.1610 г.

Таким образом, по словам святителя Московского Филарета, обитель прп. Сергия оказалась практически единственной территорией тогдашней Руси, не опороченной скверной ни самозванческой смуты, ни иноземных захватчиков.

Преподобный Сергий

Чудотворные исцеления

Теперь же помолиться преподобному игумену святой русской земли в храм Сергия Радонежского и лавру приезжают сотни тысяч паломников.

Монахами лавры описано много самых разных случаев чудотворного исцеления, чтобы люди имели веру и надежду на помощь, после получения которой у каждого появится желание задуматься над своей жизнью и измениться в лучшую сторону. А возможно, кто-то подумает и над тем, готов ли он так защищать свою родную землю, как защищали ее наши предки.