Год основания Владивостока, история города

Владивосток – столица Приморского края, главный российский порт на Тихом океане, конечная точка Транссибирской магистрали и Северного морского пути, главная база российского военно-морского и рыболовецкого флотов на Тихом океане. Датой основания Владивостока считается 20 июня 1860 г., когда с борта военного судна "Маньчжур" на берег сошли 40 военнослужащих российской армии, и на наспех сколоченном флагштоке был поднят флаг империи.

Военный пост

Основанный в 1860 году пост получил название Владивосток. Согласно легенде, произошло оно от восторженного восклицания генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева Н. Н. Он, увидев впервые бухту Золотой Рог в 1859 году, воскликнул: "Отсюда и владеть Востоком!" И издал приказ об учреждении военного поста.

История освоения Приморского края

Год основания Владивостока стал кульминацией долгого пути России по созданию крупной военно-морской базы на Тихом океане и укреплению царской власти на восточной окраине империи.

Территория, на которой построен город, ранее принадлежала Китаю, но никогда не управлялась эффективно его властями. Район был населен китайцами и малочисленными коренными народами.

Россия проявляла интерес к этому региону с начала XVII века, когда туда начали прибывать первые переселенцы из европейской части страны. В 1680-х годах китайцы их вытеснили. По Нерчинскому договору 1689 года Россия вынуждена была отказаться от территориальных претензий на этот регион.

Корабли в бухте

Стране был необходим военно-морской форпост на Тихом океане. И когда в ходе Второй Опиумной войны представилась возможность решить вопрос дипломатическим путем, граф Н. Муравьев вынудил империю Цин подписать в 1858 году Айгунский договор, угрожая вступлением России в войну.

Китай, терпящий одно за другим поражение от англичан и французов, согласился на "просьбу" России о проведении границы между странами по реке Амур.

Миссия Игнатьева

Дополнительно к условиям Айгунского договора, после блестяще выполненной миссии генерал-майором Николаем Игнатьевым, китайцы в благодарность за спасение дворцов Пекина от разграбления отдали России все земли между рекой Амур и бухтой Золотой Рог.

Николай Игнатьев был блестящим дипломатом и интриганом. Ему удалось устроить так, что переговоры между враждующими сторонами проходили в здании Русской миссии. Он умело играл на страхах китайцев перед разрушением Запретного города англо-французскими войсками и желании европейцев получить легализацию торговли опиумом, большие репарации и другие торговые преференции. Игнатьев убедил всех, что он трудится только ради мирного завершения войны.

В итоге не воевавшая в Опиумной войне Россия по Пекинской конвенции получила намного больше, чем могла надеяться в самых смелых мечтах.

Основатель Владивостока Н. Н. Муравьев получил за заключение Айгунского и Пекинского договоров титул графа Амурского и чин генерала.

Вокзальная площадь

Н. Н. Муравьев-Амурский

После заключения договора территория вошла в состав Российской империи и стала называться Приморским краем.

Владивосток был основан в 1860 году как самое важное из девяноста пяти поселений, созданных на полуострове, названном в честь генерала, между 1859 и 1882 годами.

Кто основал Владивосток? Город был заложен по приказу графа Н. Н. Муравьев, возглавлявшего Восточно-Сибирское губернаторство.

Он был построен для установления российского военного присутствия и защиты рубежей империи на Дальнем Востоке. Город имел очевидную ценность как дипломатический и экономический форпост. Лежащий в непосредственной близости от Японии, Китая и Корейского полуострова, порт позволял укрепить притязания России на новые земли.

База Тихоокеанского флота

Подводная лодка

Когда был основан Владивосток, Сибирская военная флотилия базировалась в Николаевске-на-Амуре. В 1971 году она была переведена в порт Владивостока и дополнительно получила несколько новых судов с Балтийского флота.

Одновременно из Николаевска-на-Амуре в город перенесли и торговый порт, что дало толчок развитию экономики края.

Цесаревич Николай II приехал во Владивосток в 1891 году. По поручению Александра III сын принял символическое участие в закладке участка Великого Сибирского рельсового пути, как тогда называли Транссиб.

К началу XX века Владивосток уже кишел купцами, спекулянтами и моряками всех национальностей, и был больше похож на Шанхай или Гонконг, чем на Петербург или Москву. Четверо из пятерых жителей города, которые его строили, были корейцами или китайцами.

Музей Тихоокеанского флота

Русско-японская война

К началу Русско-японской войны в 1904 году город стал крупным центром на востоке Российской империи. Здесь было несколько театров, издавались газеты, основан Восточный институт. Вдоль ярко освещенных улиц выстроились сотни зданий, было разбито множество парков и скверов.

После падения Порт-Артура стратегическая роль Владивостока в регионе еще более возросла. Он остался единственной военно-морской базой на Дальнем Востоке, через которую по Транссибирской магистрали шло снабжение российской армии.

Город тоже понес тяжелые потери в этой войне, но оправился относительно быстро. Впоследствии, несмотря на активное участие моряков Тихоокеанской флотилии в революции 1905-1907 гг., Владивосток продолжал расти.

Межвоенный период

Прошло сорок с небольшим лет после основания Владивостока. Годы превратили его в "город грехов". Улицы были забиты китайскими и японскими моряками, а также контрабандистами и беглецами всех мастей, которые хранили свое богатство, прятались от преследований и тратили деньги в местных кабаках. Некоторые улицы пропахли дымом китайского опиума и были пропитаны запахами водки и красной икры.

Во Владивосток, известный своей открытостью, стекались купцы со всей Восточной Сибири, чтобы торговать мехами, бриллиантами, золотом и другими природными дарами. Центральная улица называлась Американской. Порт был открыт для всех, в том числе и для американцев, которые сколачивали состояния, складируя товары в трюмах судов и перепродавая их в США.

Уникальный характер города до сих пор чувствуется в его архитектуре, в которой сливаются воедино традиции европейской и азиатской культур. До наших дней в центре Владивостока сохранилось здание из зеленых кирпичей, построенное немецким архитектором из материалов, поставляемых непосредственно из Германии.

Миллионка, местный китайский квартал, в настоящее время находится в упадке. Раньше он был местом компактного проживания китайцев, которые осели во Владивостоке и принесли в город свои традиции и обычаи.

Так продолжалось, пока не грянула Первая мировая война, а вслед за ней революция 1917 года.

Фуникулер в городе

Первая мировая и Гражданская войны

В Первую мировую войну союзники использовали город в качестве базы снабжения. После революции 1917 года они оккупировали Владивосток. Большинство оккупационных сил были японскими, но были также незначительные контингенты британских, итальянских, американских и французских войск. Британские, японские и китайские граждане все еще жили в городе.

В 1920 году, когда Владивосток был включен во вновь провозглашенную Дальневосточную Республику, японцы продолжали оккупацию региона и создали контрреволюционное российское марионеточное правительство. В 1922 году все войска интервентов были выведены, и город перешел под контроль большевиков. Падение Владивостока 25 октября 1922 года является одним из завершающих событий Гражданской войны.

Советский период

Большая часть иностранного населения города была депортирована или расстреляна. Северный пригород города стал перевалочным пунктом, где сотни тысяч "врагов народа" ожидали отправки на золотые прииски и урановые рудники Колымы.

Вокруг города позже создали несколько лагерей для размещения политических заключенных и военнопленных во время Второй мировой и Корейской войны.

В Великую Отечественную Владивосток был крупным портом для поставок по ленд-лизу. Через несколько лет после окончания войны порт Владивостока был закрыт для иностранных судов, все они обслуживались портом Находка.

Продолжался рост и развитие промышленности, военной, коммуникационной и транспортной инфраструктуры.

Город-гарнизон

Памятник Высоцкому

Город "закрыли" через 92 года с момента основания Владивостока. В 1952 году он стал секретной базой военно-морского флота.

Очередную историческую трансформацию Владивосток принял безболезненно. Полностью осуществить планы в соответствии с решением сталинского правительства не удалось не только из-за смерти Сталина. У страны не было средств осуществить столь масштабные перемещения организаций и населения.

С улиц ранее открытого и гостеприимного города исчезли иностранные моряки. Для советских граждан попасть в город тоже было проблематично: требовалось специальное разрешение властей. На улицах города появились патрули. А в остальном для жителей все осталось по-прежнему.

Только в бухте и порту исчезли торговые корабли под флагами разных стран. На стоянках остались серые линкоры и катера Тихоокеанского флота СССР и торговые и рыболовецкие суда страны.

Сорокалетний период халатности и советского милитаризма горько аукнулся в период перестройки. Через 132 года от основания Владивосток оказался на грани экономической катастрофы, его захлестнули дикость и беззаконие, породившие криминальный капитализм 1990-х годов.

Владивосток, расположенный на пересечении торговых путей, по сути идеальный торговый рай, пытался обрести финансовую свободу. Наряду с торговлей морепродуктами нелегальная перепродажа подержанных и недорогих японских автомобилей на материк стала прибыльным бизнесом. Мафия значительно увеличила финансовые потоки.

Мост Русский

Десятилетия разгула коррупции превратили город в криминальную столицу российского Востока. В этот период Владивосток был русским Хуаресом, с ежедневными убийствами возле баров и ресторанов. Кто из тех, кем основан Владивосток, мог предполагать такое?

Современный Владивосток

Неофициальная столица российского Дальнего Востока и один из самых важных торговых портов и военно-морских баз России, Владивосток – это совершенно очаровательный город, с великолепным расположением на сопках, поразительной архитектурой и многочисленными зелеными островами и бухтами вдоль Тихоокеанского побережья.

Наиболее красивой является бухта Золотой Рог, над которой сейчас возвышается гигантский подвесной мост. Два моста, построенных в последние годы, значительно улучшили транспортную инфраструктуру города советской эпохи.

Сегодня в городе официально проживает 605 тыс. человек. Население состоит в основном из этнических русских, с небольшим процентом китайцев, корейцев, японцев и коренных народов. Количество нелегальных китайских иммигрантов учету не поддается, но их много на всех рынках и в ресторанах города.

Как и в первые годы основания Владивостока, влияние китайской культуры в повседневной жизни города ощущается везде. По данным статистики, только за вторую половину 2018 г. в Приморском крае зарегистрировались более полумиллиона иностранцев. Китайцев в Приморье можно встретить везде.

Один из четырех крупных морских портов, обслуживающих гигантскую страну, Владивосток стал крупным торговым, научным и культурным центром.

В 1860 году основан Владивосток. В какой стране за такой короткий исторический период город-порт мог претерпеть столько трансформаций, сохранив при этом удивительную эклектичность и самобытность?