Основание Киева: год, история и легенды
Еще в "Повести временных лет" Нестор назвал Киев матерью городов русских. Так ли это на самом деле? Правду ли говорит летопись об основании Киева? Что мы знаем о городе? В каком году и кто создал Киев? Что за время это было? Сколько лет Киеву со дня основания? Подобных вопросов возникает много. Давайте разберемся во всех легендах и истории вместе.
Кий и основание города: история Киева
"Повесть временных лет" - первый письменный источник, дошедший до нас. Именно в нем содержится легенда об основании Киева. Летописец Нестор при ее написании пытался ответить на вопрос: "Откуда есть пошла русская земля и кто в Киеве нача первее княжити?.." Предание об основании Киева и стало первой попыткой ответить на этот вопрос. Преподобный монах пересказал легенду о трех братьях-князьях славянского племени полян, которые основали Киев.
И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне спуск Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоревицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Как видно, летописный пересказ четко указывает на то, что град Киев основал князь полян Кий с братьями. Тут же сказано, что Киев был основан именно восточными славянами, а не другими племенами. Также определено его местоположение: "на горе, где теперь находится спуск Боричев" (современный Андреевский спуск).
Первоначально город был небольшим и состоял лишь из княжеского двора и терема.
Там же, в летописи указано, что появление большого города на берегу Днепра было предсказано еще Андреем Первозванным.
Уже в свои времена Нестор вынужден был вступить в полемику с другими летописцами, предположительно с новгородскими, которые, пытаясь принизить величие Киева и его значение для древнерусской истории, утверждали, что будто Кий не был князем полян, а был просто перевозчиком через Днепр или даже новгородским разбойником. На это Нестор просто указывал то, что будь Кий перевозчиком, то не ездил бы в Царьград, и не принимал бы его царь с высокими почестями. Это доказывает, что "Кий в своем роду (племени) был князем".
Полемика и противоречия по поводу создания Киева: год основания и кем основан
Несмотря на такие противоречивые источники предания, есть летописи, которые содержат весьма достоверные факты про Кия и Киев-град. Так, Никоновская летопись приводит следующее описание:
И этот Кий княжил в роде своем и победил много стран... После на волжских и камских болгар ходил и победил. Вернувшись, пришел в родной свой город Киев и тут умер.
Кроме киевского варианта легенды об основании Киева распространился еще и текст, содержащийся в Первой Новгородской летописи, который отличается только временем основания и дополнен упоминанием о язычестве полян. Информация из нее противоречит тому, что написано в "Повести временных лет". Если Нестор писал, что основание Киева произошло раньше VII века, то новгородский летописец относит его к 854 году (середина IX в.).
Исследователи истории Киева также использовали данные не только летописи, но и такого исторического труда, как "Синопсис" (изданного впервые в 1674 г.), который основывается на летописных источниках и свидетельствах польских историков, по которым Киев якобы основан в 432 году полянами во главе с тремя братьями, а Аскольд и Дир были их потомками. Иными словами, согласно сведениям польских историков XVII века, год основания города Киева — 432-й. Однако подтвердить эту гипотезу археологическими раскопками пока не удалось.
Кто был основателем града?
До сих пор некоторые исследователи выдвигают все новые гипотезы и версии основания столицы Украины. До сих пор никто не может уверенно ответить, кто создал Киев. Ответом на данный вопрос вплотную занимались многие ученые, у которых до сих пор единое мнение на этот счет отсутствует.
До этого длительное время находились ученые, которые скептично относились к истории об основании Киева, описанной в летописи. Большинство из них утверждали, что Кий - мифический князь, а не реальный, так как имена его братьев и сестры связаны с известными местами Киева (речка Лыбедь, горы Щекавица и Хоревица/Замковая).
Множество гипотез было выдвинуто дворянскими историками по поводу года основания Киева и того, кем он был основан. Так, некоторые из них считали, что город был основан племенем сарматов в I веке, другие — готов в III веке. Среди основателей в гипотезах проходили гунны и V век, а также авары и VII в. Но большинство ученых, начиная с М. В. Ломоносова, высказывались про славянское (русское) происхождение основателей. Именно он и В. К. Тредиаковский первыми начали борьбу против норманнов - сторонников теории, что норманны (варяги) были основателями града стольного.
В начале XIX в. прославленный русский историк Н. М. Карамзин выдвинул подтверждение гипотезы про славянское происхождение Кия и его братьев. Однако в том же веке бытовало мнение про то, что Киев создали готы в III веке. Именно сторонники этой теории нашли скандинавские саги, в которых описана столица готского государства - Данпарстад, то есть город на Днепре. Однако нашлись и противники этой теории, сумевшие доказать ее беспочвенность.
В XIX в. все больше ученых начинает защищать гипотезу о славянском происхождении Кия и его братьев, а также о достоверности летописного предания.
Когда был построен град стольный?
Советские же ученые-историки выступили с подтверждением исторической достоверности и признанием князя Кия реально существовавшей персоной. Но встал вопрос о датах жизни князя, ведь летописец не называл дат, а также не называл имени византийского императора, который принимал князя у себя в Царьграде. Археологические находки тоже не давали ответа о том, когда был Киев основан. Иными словами, существует много противоречивых версий и археологических открытий относительно времени основания Киева.
Так, свидетельство из армянской истории и историка Иоанна Мамиконяна (начало VIII в.) содержит свой вариант киевской легенды. В "Истории Тарона" есть рассказ про трех братьев — Куара, Мелтея и Хореана, которые жили в своих городах, а потом построили на высокой горе (холме) новый град. Как можно видеть, имена Куара и Хореана перекликаются с именами Кия и Хорива. Но Щек и Мелтей у славян и армян означали одно и то же понятие — "змей". При этом братья названы в том же порядке, что и в летописи Нестора. Легенда эта размещена в "Истории Тарона", перед описанием событий, которые датируются концом VI — началом VII в. Следовательно, Киев основан раньше конца VI в. Стоит отметить, что данное сходство может оказаться просто отождествлением.
Археологические раскопки подтверждают исследования летописей. Так, на небольшой территории исторического центра города (Старокиевская и Замковая горы, Детинец и прилежащие к ним территории) были найдены артефакты конца V—VI в.: византийские монеты императоров Анастасия I и Юстиниана I, застежки для плаща (фибулы) из бронзы и серебра, золотые бляшки, украшенные зернью и инкрустацией, серебряные браслеты с утолщенными концами, херсонесские амфоры с острым дном, а также славянская лепная керамика конца V—VII в. При этом археологи уверенно заявляют, что укрепления ("град") и городская жизнь существовали только с VIII в. Иными словами, век основания Киева не как поселения, а как полноценного города — VIII.
Нестор Летописец (примерно 1056-1114 гг.) писал, что Кий основал город в 860 году, что даже для него было очень давно, поэтому и считается, что это упоминание было легендой.
Согласно утверждению польского хроникера Матея Стрыйковского, Киев был основан Кием как укрепленный городок в 430 г. Здесь следует отметить, что историк жил в XVI в. и опирался на достаточно сильную подборку источников, большая часть которых до нас не дошла.
Год основания Киева — 482-й, так как этим годом датировано первое документальное упоминание о городе. Поэтому в 1982 г. в УССР праздновали 1500-летие стольного града. Хотя день основания Киева точно неизвестен, все торжества проходили в конце мая. Несмотря на то что официально отпраздновали 1500-летие города, современные находки ученых показывают, что Киеву как полноценному городу меньше лет, чем отмечалось. Если отталкиваться от современных источников, то Киеву чуть больше 1200 лет.
Другие названия города
Как раньше назывался Киев? Кроме всем известного названия, литературные источники приводят еще несколько:
- Самватас или крепость Киоава: встречается в Записках императора Константина Багрянородного, составленных не позднее 952 г. Самватас – это, скорее всего, хазарское название Киева, потому что приставка «сам» у хазар означала крепость.
- Кенугард: встречается в скандинавской "Саге об Одде Стреле". Буквально в переводе со скандинавского это означало "город лодок", Кий же там был назван Кенмаром.
- Различные адаптации имени Кия и его города: в армянской "Истории Тарона" Кий назван Куаром, а Киев - Куары град.
- Манкеркан (Манкерман): с тюркского "хвалимый город". В 1240 г. Рашид-ад-дин в "Истории царевичей Дешт-и-Кипчака" так описывал штурм Киева:
Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа Черных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев).
- Киев раньше назывался также и Новым Иерусалимом: Иларион, митрополит Киевский, в «Слове о законе и благодати» (конец X - начало XI в.) сравнил Софию Киевскую с храмом Соломона в Иерусалиме, а Нестор в своей летописи сравнивал Ярослава Мудрого с царем Соломоном, когда описывал строительство собора святой Софии. Многие исследователи сошлись во мнении, что Киев походил на Новый Иерусалим. Так же это было с Константинополем. Б. А. Успенский указывает, что это видно из соотношения святой Софии городов Киева и Константинополя с храмом Премудрости в Иерусалиме, а также Золотых ворот в трех городах. И. Н. Данилевский пишет, что уже в XI—XII веках существовало представление на Руси, что Киев — это Новый Иерусалим.
Как видно, в истории Киева большая часть событий была задокументирована в "Повести временных лет". Разберемся, что это за летописный источник.
Летопись "Повесть временных лет"
Именно летопись "Повесть временных лет" является первым письменным источником, дошедшим до нашего времени. Из него можно судить о большинстве событий, которые происходили на Руси и в ее граде стольном — Киеве. Стоит отметить, что эта летопись была самой ранней, которая дошла до нас. Хотя есть свидетельства о более ранних, которые были утеряны.
Конечно, как и любой письменный источник, летопись описывает события весьма противоречиво, исходя из политической ситуации, пристрастий автора и интерпретации того, чему он не был очевидцем. События, описанные в "Повести временных лет", охватывают период с библейских времен до событий 1117 года. Хронология Руси ведется с 852 г.
Летописец Нестор: краткая справка
Говоря о летописи, нельзя не упомянуть имя преподобного Нестора, известного агиографа и монаха Киево-Печерского монастыря, проживавшего на рубеже XI-XII веков. Его имя связано с "Повестью временных лет" Хлебниковским списком середины XVI века. Был канонизирован в лике преподобных Русской Православной Церковью за свой вклад в развитие христианства и освещение истории Руси. Мощи же его покоятся в Киево-Печерской лавре, в Ближних пещерах.
Первая лавра: история
Кроме того что это был первый монастырь на Руси, тут началось движение подвижников, а также жил летописец преподобный Нестор, Киево-Печерская лавра известна своими пещерами. Впервые о них речь шла в летописи в начале XII века. Нестор рассказывал, что первым в пещере, где будет стоять лавра, поселился преподобный Иларион. В то время он служил священником в Берестовском храме. Позднее стал духовным наставником князю Ярославу Владимировичу.
В 1051 г. Иларион получает сан митрополита Киевского и покидает свое жилище (пещеру). Его место занимает монах Антоний, выходец из Любеча, который только вернулся с горы Афон. Именно он и положил начало лавре. 1051 считается годом основания Киево-Печерского монастыря.
Его ученики селились близ него в пещере, выкапывая себе кельи, которые потом были соединены коридорами. Там же ученики устраивали первые храмы.
Через 10 лет Антоний покидает эти пещеры и удаляется на другое место, где выкапывает себе новую. Этим он дает начало основанию Ближних, или Антониевых, пещер. Первые же пещеры носят название Дальних, или Феодосиевых, по имени будущего архимандрита лавры Феодосия, первого ученика Антония.
Именно преподобный Феодосий и стал первым настоятелем лавры. По мере увеличения количества послушников были построены церковь наземная, а также новые кельи для братии.
Церковь назвали в честь Успения Богородицы. Ее возведение заняло 16 лет (1073-1089 гг.) со всеми отделочными работами. Год 1089 она встретила пышным и богатым убранством и была освящена. Мозаики и фрески в ней были исполнены мастерами из Константинополя или Царьграда.
В период увеличения числа последователей преподобного Антония тот исходатайствовал у Изяслава Ярославича, князя Киевского, отдать лавре все плато над пещерами. В старославянском языке печера означала пещеру (или подземное жилище), поэтому основанная лавра стала называться Печерской.
После смерти преподобного Антония в 1073 г. его захоронили в пещерах. Впоследствии там стали погребать и остальных подвижников. Мощи же преподобного Феодосия в 1091 г. были с особой церемониальностью перенесены в Великую Успенскую церковь и положены там в склеп. Мощи других монахов до XVII в. оставались в пещерных склепах.
Мощи же первого настоятеля Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, опасаясь осквернения мощей преподобного, братья спрятали их так, что и по сегодняшний день местонахождение останков неизвестно.
Преподобные Феодосий и Антоний были причислены к лику святых в 1108 и 1133 годах соответственно. В 1643 году митрополит Петр Могила, бывший архимандрит Киево-Печерской лавры, канонизировал 69 печерских иноков.
Все существующие легенды и предания по поводу основания Киева мы разобрали. Теперь стоит перейти к легендам самого города Киева, а также фактам, которые могут быть вам интересны.
Древности и мифы города
1. "С основанием Киева связан апостол Андрей", - именно так в летописи писал Нестор. Однако современные исследователи предполагают, что это просто легенда. Данная запись явилась ответным действием на желание Новгорода возвыситься и преуменьшить величие Киев-града, а также в борьбе за первенство среди городов русских.
Также исследователи утверждают, что апостол Андрей вел проповедь в Херсонесе и других городах Крыма, не поднимаясь вверх по Днепру.
Климент, Папа Римский, стал первым святым, которого привезли в Киев. Мощи святого были привезены Владимиром Великим из Херсонеса и торжественно расположены в храме.
2. Владимир Великий крестил жителей города в Днепре.
Известно не многим, что Киев был основан не на Днепре, а его историческая часть вышла на берег Днепра только в 1830-1840 гг.
Сам Киев был основан на Почайне. Река существует и по сей день, только не полноводная. Исток Почайны находится в озерах вокруг района Оболонь и впадает в залив недалеко от завода «Ленинская кузня».
В начале XIX века она была отделена от Днепра довольно протяженной песчаной косой, сливаясь с ним около устья Крещатицкого ручья. В наши дни напротив этого места находится памятник Магдебургскому праву.
Многие ученые сходятся в предположении, что массовое крещение жителей Руси проходило примерно в месте слияния Почайны и Днепра или немного выше по течению. Следует добавить, что в те времена Крещатика не было как такового. Вместо площади там охотились князья, а Владимирский спуск, который находится рядом, прорыли по указу Петра I Великого.
Добавим, что в Киеве всего около 30 рек и ручьев, которые в большинстве своем стали подземными, но часть их протекают на поверхности и даже иногда обустроены (например, часть Почайны в районе Петровки, большая часть течения реки Лыбедь).
3. Город основали на Старокиевской горе.
В действительности, наиболее многолюдной территорией Киева до XVIII века считался Подол, а именно тот его участок, что расположен между современной Почтовой площадью и нынешней улицей Верхний и Нижний Вал. Последняя сейчас представляет собой единую улицу. До XIX в. это были 2 разные улицы, потому что их разделяла речка Глыбочица. Тогда ее перенесли в коллектор. А улицы были соединены в единую бульваром.
Археологические находки некоторых ученых дают основание для утверждения того, что первоначально Киев был основан внизу. Там пересекались дороги (их раньше прокладывали параллельно течению рек), и была расположена переправа через Почайну и Днепр.
4. На возвышенности был построен детинец — дом князя.
Потихоньку по мере заселения город разросся, занимая территорию между Золотыми воротами, Майданом Независимости и Львовской площадью, где раньше находились въезды в город в виде ворот.
После того как хан Батый учинил погром в Киеве, на постоянной основе в городе проживали только иноки собора Софии Киевской и Михайловского Златоверхого монастыря до XVIII века. Намного позже к ним присоединились поселения расквартированного в городе московского войска, обязанного защищать крепость. Именно от них получили свое названия улицы Стрелецкая и Рейтарская.
Киев — город на холмах
А теперь разберемся, какие горы (или лессовые холмы, разделенные глубокими балками) есть в столице.
Владимирская горка считается одной из главных вершин, ранее называлась Михайловской по названию расположенного недалеко Михайловского монастыря. Сегодня на ней обустроена укромная парковая роща с отличной смотровой площадкой, с которой открывается захватывающая дух картина Левого берега Днепра и Подола.
Замковая является следующей горкой. По числу названий эта вершина лидирует среди столичных холмов. С момента основания она носила название Хоревица по имени одного из сооснователей города - Хорива. Она же зовется Киселевкой в честь Адама Киселя, который был последним киевским воеводой из Польши в XVII веке. Также она носит название Флоровской в честь монастыря, который находится внизу горы. На вершине издревле расположено монастырское кладбище, которое в наше время достаточно запущено. Замковая гора граничит с двумя живописными уголками: Андреевским спуском с одной стороны, и Воздвиженкой - с другой. Воздвиженка — район, где сейчас находится жилой поселок современных домов, сделанных в Европе. Давно на этом месте находились Гончары-Кожемяки. Этот старинный посад славился на Руси как поселение известных мастеров-ремесленников и их династий.
Напротив Замковой горы находится Уздыхальница. Раньше их соединял самый обычный мост, который назывался Кривым (вероятнее всего, потому, что был дугообразной формы). Бытуют разные вариации преданий и легенд, которые объясняют ее необычное название. Гора с названием Вздыхальнея впервые упоминается в документальных источниках середины XVI. Она была выше Замковой. Чтобы с ее вершины невозможно было обстреливать замок на Замковой горе, Уздыхальницу необходимо было искусственно понизить. Во время работ по осуществлению этого проекта была найдена пещера старинного затворника. В ней, как рассказывает летопись, "горшок ни с чем, а больше ничего".
В наше время Уздыхальница популярна у туристов, так как с одной ее стороны находится знаменитый "замок Ричарда", а с другой — не менее популярный "дом Турбиных" из романа М. А. Булгакова "Белая гвардия", переделанной потом в пьесу "Дни Турбиных". Старые жители еще помнят рассказы, как можно было попасть на верх горы через “дом Ричарда”, где можно любоваться впечатляющими и живописными пейзажами Подола. Сейчас тут несколько лет подряд уже проходит кино-видеофестиваль Украины.
Одной из самых знаменитых гор Киева является Лысая. Если в Западной Европе все ведьмы собираются на шабаш на горе Брокен в Германии, то славянские ведьмы выбрали для своих сходок Лысую горку под Киевом. Сложно сейчас сказать, почему она стала называться Лысой, ведь до XIX в. она носила название Девичьей. По одной из версий, Лысой гору назвали за то, что ее верхушка была без деревьев (в языческие времена там лес был вырублен для основания капища, которое потом, после крещения, стало считаться обителью всякой нечисти).
Также существует версия о том, что Лысой гора стала называться после публикации весьма популярной повести Ореста Сомова “Киевские ведьмы”. Начиная с 1240 года у горы была плохая репутация. Так, когда в пещерах под горой скрылись горожане во время погрома, Батый приказал замуровать все выходы. Таким образом заживо похороненными оказались тысячи киевлян того времени. Несмотря на освящение Лысой горы в 1870-х, она продолжала считаться “мрачным местом”.
После этого на ней соорудили одно из укреплений крепости Киева. Однако слава у Лысогорского форта была мрачной: именно тут проводились казни, тут же и хоронили казненных. Далее, во время ВОВ (1941-1945) нацисты разместили в форте свой гарнизон, и в немецкой хронике было указано, что многие, кто уходил отсюда в подземные ходы, пропадали без вести. Также немецкий гарнизон стал своеобразным лидером по числу солдат, которые становились невменяемыми или заканчивали жизнь самоубийством.
После войны там была расположена советская военная часть, в которой действовал приказ при смене караула давать караульным знать, что идут другие. В 1970-х гг. произошел случай, когда один солдат на спор ушел в темный туннель и не вернулся, поисковый отряд, который отправился на его поиски, тоже исчез. К тому же статистика МВД утверждает, что Лысая гора - место, где в год совершается минимум от 1 до 5 самоубийств.
Щекавица является самой мрачной среди гор Киева. Издавна на ней находились в основном кладбища и могилы, а первые похороны описываются еще в летописи. Согласно “Повести временных лет”, гора стала последним пристанищем Вещего Олега. Жители возвышенности, наверное, с подобным названием не согласятся, потому что уже свыклись с жизнью среди “города мертвых”. Но тот, кто хотя бы раз пересечет темной ночью разграбленный некрополь Щекавицы, будет утверждать, что гора мрачная, а от вершины веет холодом и ужасом.
Но хорошие времена были и у Щекавицы. Сначала здесь была многолюдная околица старого Киева, которая канула в небытие после татаро-монгольского погрома. Далее пустующая горка приглянулась пахарям. На вершине они сажали хлеба, а виноград выращивали на южных склонах горы. Также Щекавица славилась своими традиционными гуляньями в мае. А горожане могли посмотреть комедийные постановки студентов Могилянки.
Кладбище города было устроено на безлюдной Щекавице только после чумной эпидемии 1770 г., из-за которой умерло множество горожан. Погребения всегда были довольно прибыльными, поэтому кладбищенская церковь Всех Святых отпевала умерших, а на Щекавице продолжали хоронить. Когда кладбище заполнилось полностью, начали хоронить в два ряда, далее и в три. Не гнушались зарывать умерших прямо на кладбищенских дорожках.
Очень скоро о Щекавице пошла крайне мрачная молва. Тогда в те края даже ямщики отказывались ездить, потому что боялись ездить по улицам Погребальной и Черному Яру. Позднее их переименовали в Олеговскую и Мирную.
Названная в честь сооснователя Киева, сейчас Щекавица находится в районе города, недалеко от Олеговской и Лукьяновской улиц.
У подножия Черепановой горы расположен Дворец спорта, где проводилось “Евровидение-2005”. Некоторые считают, что она получила название из-за черепов, которые ищут мальчишки. Однако название его происходит от фамилии киевского губернатора и землевладельца Черепанова. Его усадьба в начале XIX века и дала название холму. К сожалению, до наших дней усадьба не сохранилась, исчезнув в середине XIX в. как попавшая в запретную для строительства зону укреплений Киева.
Все постройки крепости на горе дошли до нашего времени в отличном состоянии. Так, военный госпиталь на горе действует до сих пор. А Косой капонир - бывшее фортификационное сооружение, переоборудованное потом в тюрьму для приговоренных к смертной казни в виде расстрела, преимущественно революционеров, стал музеем фортификационных сооружений и бывшей тюрьмы. Тут сейчас можно посмотреть не только на то, какие оборонительные укрепления защищали город, но и на то, как содержались заключенные, приговоренные к расстрелу. Косого капонира даже сравнивали со знаменитой крепостью Шлиссельбурга "Орешек", которая была символом царского режима.
Военных действий близ Киевской крепости не велось, но Черепанова гора заняла в истории свое место. Именно на ней и окружающей территории проходила местная аграрная выставка в 1897 году. Также там проходила Всероссийская промышленная выставка в 1913-м. Некоторые ее конструкции и найденные концепции были использованы при окончательном перестроении Черепановки в оплот спорта в Киеве при советской власти.
Футбол тут появился в начале XX века, начали в него играть офицеры гарнизона. В 1920-х годах был построен простой стадион “Красный” для игры. А 22.06.1941 г. планировали открыть крупный спортивный комплекс "Республиканский стадион". Пятью годами позже и состоялось торжественное открытие. И что самое интересное, билеты 1941 года были действительны, а зрители, которые их сохранили, были встречены аплодисментами всех пришедших болельщиков. С этого дня началась спортивная жизнь Черепановой горы.
Конечно, эти 6 горок - всего лишь толика того, чем богата столица Украины, но их выделили в наиболее известные и интересные для туристов.
История такого древнего города, как Киев, богата легендами и преданиями, часть из которых - просто мифы, остальные же реальны. В то же время все предания об основании Киева во многом противоречивы, потому что не существует до сих пор однозначных свидетельств, только различные источники, надежность которых продолжает или подтверждаться, или опровергаться. Поэтому легенды и предания о городе остаются для изучения ученым-историкам и исследователям, чтобы когда-нибудь выяснить со всей достоверностью год основания Киева и кем он был основан.