Грузинская православная церковь: история и особенности, отличие от Русской православной церкви

С нашими южными соседями – грузинами – нас роднит общая история, культура (вспомнить хотя-бы любимого русскими Мимино из советского кинофильма). Грузины живут рядом с нами, работают, учатся, со многими из них у нас завязываются дружеские или семейные отношения. В то же время они являются представителями южного народа, и многие из нас не знают, чем они отличаются от других кавказских народов, да и вообще мы зачастую мало знаем о своих соседях.

Поэтому периодически у людей возникают вопросы: что собой представляют грузины, на основе каких жизненных правил и заповедей они живут, ну и наконец, какая в Грузии церковь? Понимание того, во что традиционно верят представители того или иного народа, дает многое для объяснения его особенностей и того, как складываются исторически наши отношения с ним. Каковы отличия Грузинской церкви от православия в России? Мы постараемся пролить свет на этот вопрос.

Братья по вере

В отличие от многих других наших кавказских соседей, грузины – православные. Это роднит грузинский народ с русским. В то же время Грузинская православная церковь организационно обособлена от Русской православной церкви (РПЦ). В ней – свое руководство, свой язык, свои святые. Чем отличается грузинская церковь от русской православной? Попробуем разобраться и начнем с ее истоков.

грузинская церковь и православие отличия

Апостольская проповедь

Священное предание гласит, что Грузия (Иверия) была апостольским жребием Богородицы. После событий, сопровождавших Вознесение Господне, все апостолы пришли в Сионскую горницу и бросили жребий, кому в каких землях проповедовать, Божия Матерь тоже захотела поучаствовать в проповеди христианства. Ей был определен жребий идти в Иверскую землю, но голосом с неба Христос велел Богородице пока оставаться в Иерусалиме, а на север отправиться святому апостолу Андрею Первозванному.

В путь святой Андрей отправился с нерукотворным образом Пресвятой Девы Марии. В Грузии апостол Андрей обошел много городов и селений, проповедуя Христово Евангелие в сопровождении чудес. Жители города Ацкури, увидев чудо воскрешения сына вдовы, попросили крестить их. Святой Андрей выбрал для новых христиан епископа, священников и дьяконов и, уезжая, подарил жителям Ацкури нерукотворный образ Девы Марии.

Святой Андрей Первозванный - не единственный апостол, который проповедовал в Грузии. Осталось предание, что в Грузии также бывали ученики Христа Матфей и Симон Кананит. Апостол Симон проповедовал христианство местным жителям, но те не хотели менять свои верования и побили его камнями. Паломникам показывают место мученической кончины святого апостола у лесного ручья близ поселка Новый Афон, а также место его захоронения, над которым сейчас возвышается храм Симона Кананита.

Также из древних источников известно о том, что в Восточной Грузии проповедовали святые апостолы Варфоломей и Фаддей. То, что святые апостолы были в Грузии, подтверждают и грузинские хроники, и греческие и латинские авторы, а также археологические факты. Из них можно сделать однозначный вывод, что в первых трех веках нашей эры на территории Грузии были христианские церкви. Ириней Лионский в ряду христианских народов упоминает также и иберов, то есть грузин.

В первые века существования христианства оно подвергалось жестоким гонениям. Так уже в начале II века произошла мученическая кончина святого Сухия и его дружины. Положение спасла проповедь святой Нины, за что Грузинская православная церковь почитает ее как равноапостольную. Благодаря ей христианство в Грузии стало государственной религией.

Святая равноапостольная Нина

Проповедь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Согласно житию святой Нины, она родилась в Каппадокии, воспитывала ее старица Нианфора, которая привила воспитаннице любовь к Богу. Однажды святая Нина прочла о хитоне Господнем и спросила наставницу, где же сейчас находится святая риза. Нианфора рассказала девушке, что часть одеяния Христова, доставшаяся по жребию одному из воинов, была отнесена им в город Мцхет в стране Иберийской, что находится на северо-восток от Иерусалима.

Святая Нина узнала также, что жители этой страны по-прежнему находятся во тьме языческого неверия. Воспылав желанием найти хитон Господень, святая Нина молилась ночами Богородице, и наконец Святая Дева явилась ей во сне, повелев идти в страну Иберийскую и благовествовать Евангелие Христово. Богородица пообещала быть покровительницей святой Нине и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы.

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест, поцеловала его, связала своими волосами и рассказала дяде, патриарху Иерусалимскому, о видении. Дядя благословил племянницу на подвиг проповедования христианства в незнакомой стране, куда Нина и отправилась вместе с царевной Рипсимией, наставницей Гаианией и 53 девами, бежавшими в Армению от гнева нечестивого языческого царя Диоклетиана.

После мученической кончины своих спутниц святая Нина отправилась по повелению ангела на поиски города Мцхета. Там она вскоре стала известна среди людей благодаря чудесам исцеления, которые случались по ее молитвам, чем привлекла внимание царицы Наны. Исцелившись от тяжелой болезни по молитвам святой Нины, царица уверовала во Христа, а затем благодаря чудесному спасению на охоте обратился в христианство и царь Мириан. Это послужило спасению всего Иберийского народа.

Царь отправил в Грецию к святой царице Елене и святому царю Константину I Великому послов с просьбой направить к нему епископа и священнослужителей, дабы его народ был крещен и научен вере Христовой. К их приезду в городе Мцхете было начато строительство храма, который впоследствии стал духовным центром Грузии. Присланный царем Константином Великим Антиохийский епископ Иоанн со священником Иаковом и дьяконом положили начало церкви в Грузии. Впоследствии священник Иаков с Ниной просветили и другие земли страны Карталинской (Грузии). Святая Нина почила в преклонном возрасте, ее нетленное тело было сокрыто под спудом.

В честь святой Нины освящены множество церквей, в особенности в женских училищах. В 1860 году митрополит Исидор, будучи экзархом Грузии, перевел с грузинского на славянский язык службу равноапостольной Нине и издал ее для богослужебного употребления.

Дальнейшая история церкви до наших дней

В первые века своего существования церковь в Грузии подчинялась Антиохийскому Патриарху, а в 5-м веке получила автокефалию (самостоятельность), в связи с тем, что Грузия была в то время самостоятельным государством за пределами Византийской империи.

История Грузии отмечена постоянной борьбой с захватчиками, которые старались не только захватить страну, но и уничтожить в ней христианство. Так в 1227 г. на Тбилиси напали хорезмийцы во главе с Джалал-ад-Дином. На мост вынесли иконы, и все тбилисцы должны были проходить по мосту и плевать на иконы, тем же, кто отказывался, сразу отрубали голову и толкали в реку. В тот день приняли мученичество 100 000 христиан.

Непростое военное положение Грузии и православных грузин послужило причиной периодических обращений за помощью к единоверцам – русским, пока в начале 19-го века Грузия не была окончательно включена в состав Российской империи. Образовался Грузинский экзархат, управляемый митрополитом, позднее архиепископом, церковь перестала быть автокефальной. Экзархат принес в церковную жизнь больший порядок, улучшенное материальное положение священников, открытие духовных учебных заведений, развитие науки.

Другой стороной медали было то, что грузинский язык вытеснялся из богослужения, в семинариях преподавали также на русском языке. Имущество церкви также перешло в руки русских властителей, русских же назначали экзархами. Неудивительно, что периодически звучали протесты против этой тенденции.

Грузинская церковь в конце 19-го – начале 20-го веков все больше стремилась к тому, чтобы снова стать автокефальной. Грузины использовали для этого Февральскую революцию, уже в марте в Мцхете была объявлена автокефалия, в сентябре избрали католикос-патриарха Грузинской православной церкви. Русские сначала не захотели признавать автокефалию. В связи с этим было временно прекращено общение двух церквей, которое было восстановлено лишь в 1943 году. И наконец, в 1990 году Грузинская православная церковь снова стала автокефальной.

русско грузинская православная церковь

Что общего у Грузинской и Русской церквей?

Как мы видим из вышеизложенной истории, было время, когда Грузинская церковь была частью Русской православной церкви. Было это, когда Грузия находилась «за гранью дружеских штыков», начиная с 1801 года до 1917-го. Тогда Грузинская церковь вновь стала автокефальной поместной православной церковью. Из этого можно заключить, что наши церкви не имеют догматических разногласий и различий в вероучении.

В настоящий момент Русская и Грузинская православные церкви являются «сестрами» и стоят рядом в диптихе (списке) 15 поместных церквей наряду с Константинопольской, Иерусалимской, Американской и другими. Все они имеют апостольское преемство. Что это значит? Первых епископов Вселенской православной церкви рукополагали для служения апостолы, ученики Иисуса Христа. Затем эти епископы рукополагали священников, так происходит и в наше время. Получается, что если взять любого действующего священника, то можно проследить цепочку рукоположения в глубь веков до одного из 12 апостолов. Это и называется апостольским преемством, которое всегда было главным иерархическим принципом единства Вселенской церкви. Получается, что и Русская, и Грузинская церковь, как и остальные 13 поместных церквей, не отличаются в главном – в вероучении и апостольском преемстве, и разъединены только организационно. Причем, что важно, порядковый номер в диптихе не имеет никакого значения: все поместные церкви равны. Лишь Константинопольская исторически считается «первой среди равных».

Чем Грузинская церковь отличается от православной Русской церкви?

Как мы уже выяснили, грузины и русские являются братьями по вере и членами Вселенской церкви Христовой. Русский человек всегда принимался своим в грузинском монастыре или храме, а грузин – в русском. Так, например, удивительно, но главная грузинская православная церковь в Москве – храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах – принадлежит Русской церкви.

В главном, в вероучении, наши церкви едины. Отличия Грузинской православной церкви от Русской православной, хоть и небольшие, но есть. В каждой из них – своя история, свой язык, на котором происходят богослужения, свои подвижники благочестия и чтимые святыни.

В первую очередь, Грузинская православная церковь (ГПЦ) старше Российской (так до революции 1917 года называлась Русская православная церковь). ГПЦ образовалась в 337 году, когда, как мы уже знаем, благодаря равноапостольной Нине христианство стало в Грузии государственной религией. Крещение Киевской Руси состоялось в 988 году трудами святого князя Владимира. Получается, что Грузинская церковь старше на 651 год, она является одной из самых древних христианских церквей в мире.

в грузии церковь

Современное положение

В настоящий момент юрисдикция ГПЦ распространяется на всю территорию Грузии, а также на часть своей паствы в областях Турции, Армении и Азербайджана недалеко от государственных границ. Ее символом является крест со слегка опущенными боковыми перекладинами – «крест святой Нино». Богослужение ведется на грузинском языке.

Вот уже более 40 лет предстоятелем Грузинской церкви является католикос-патриарх Илия II. Членами церкви являются в большинстве своем грузины, а также представители других народов: русские, абхазы, греки, армяне-халкидониты. По поводу последних напомним, что Армянская апостольская церковь в том числе по политическим причинам отделилась от Вселенской православной церкви в 451 году, когда из-за военных действий ее легаты не смогли приехать на Четвертый (Халкидонский) Вселенский собор, осудивший монофизитскую ересь.

Монофизитство признает только одну, Божественную, природу Иисуса Христа, а не две, Божественную и человеческую, как учит православная церковь. Армяне не приняли учение, выработанное на Халкидонском соборе, поэтому их церковь называется дохалкидонской или монофизитской и этим отделяется от православных церквей, в том числе русской и грузинской. Интересно, что поначалу и Грузинская церковь придерживалась той же позиции, что и армянская, так как видела в решениях четвертого Собора возврат к осужденной ранее ереси несторианства. Однако в 607 году признала решения Халкидона и порвала с армянами.

В отличие от Конституции РФ, в грузинской Конституции закреплено доминирующее положение ГПЦ, поэтому православие играет важную роль во внутренней жизни страны. Например, государство приурочивает помилование осужденных к большим церковным праздникам. Также замечательной традицией является ежегодное крещение младенцев лично Илией II.

Католикос-патриарх Илия II

Святые грузинской православной церкви

Грузинская церковь за века своей истории обзавелась целым сонмом угодников Божиих – святых. Первой своей заступницей и любящей матерью грузины называют Пресвятую Богородицу: не зря Грузия считается ее уделом. Первым иерархом Грузинская церковная традиция называет апостола Андрея, в связи с чем иерархи ГПЦ с древности называются «сидящими на престоле апостола Андрея Первозванного». А среди всех грузинских святых отдельно стоят самые любимые – святая Нина, просветительница Грузии, и Великомученик Георгий Победоносец, которого предание называет двоюродным братом (в других источниках – племянником) святой Нины. Народная традиция даже объясняет латинское название Грузии - Георгия (Georgia) именем Георгия Победоносца. Однако это не так: название произошло от персидского названия грузин — «гург».

в грузии какая церковь

Грузинские иконы

Среди икон Грузинской православной церкви первое место также занимают образы Девы Марии. В России получила известность чудотворная Грузинская икона Пресвятой Богородицы. По преданию, она имеет грузинское происхождение, во время военных действий ее украли персы. По молитвам перед этой иконой было совершено множество чудес в разных городах России, нынешнее местонахождение ее неизвестно.

Не менее почитаема икона царицы Тамары. Во время ее правления страна достигла своего наивысшего расцвета. Царица Тамара наладила не только экономические и социальные связи государства, но и религиозные. Благоверная царица была милосердна не только к своему народу, но и к врагам, за что и была причислена к лику святых в 1213 году.

Во многих грузинских храмах и в виде фресок, и на иконах можно увидеть большое количество иконописных изображения святой Нины и Георгия Победоносца.

Грузинская церковь отличается своеобразной иконописью и архитектурой. Грузинским храмам свойственно наличие классического купола в виде высокой пирамиды (шатра). Интересно, что такие купола пришли в Грузию не из Византии, а являются, скорее всего, примером влияния персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня, как и традиционные русские «луковичные» купола напоминают свечу – символ молитвы.

грузины православные

Отношения между Грузинской и Русской православными церквями

Обзор сходств и отличий наших церквей будет неполным без того, чтобы вспомнить о той любви, которая созидалась и возрастала на протяжении веков и которая сейчас соединяет "сестры"-церкви.

Сблизились и подружились Грузинская и Русская церкви еще в годы Золотой Орды, когда их представители встречались во время оплаты подати. Дружба, начатая в общей беде, оказалась крепкой и долговременной.

Затем Русь помогала Грузии бороться с внешними врагами. Еще в 15-м веке грузинский царь Александр I обращался за покровительством к великому князю Ивану III, а в начале 19-го столетия грузинский царь и вовсе «вручил России свой народ».

С древних времен и вплоть до 19-го века межцерковные отношения укреплялись благодаря монахам грузинского и русского монастырей на Афоне.

Замечательным явлением в развитии духовных связей наших церквей послужили грузинские иконы, привезенные в Россию и ставшие предметом глубокого почитания. Это прежде всего копия чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, привезенная в середине 17-го столетия из Иверского монастыря на Афоне, а также другие чудотворные иконы Богородицы: «Оконская» (18-й в.) и «Грузинская».

В 19-м веке отношения Русской и Грузинской церквей были наиболее постоянными, так как Грузинской церковью управляли экзархи, назначаемые российским Святейшим Синодом.

И наконец, крепкие братские отношения сложились между Грузинской и Русской церквями в середине 20-го века благодаря восстановлению ими молитвенного общения. В настоящее время Грузия и Россия, также, как и их поместные церкви, имеют множество точек соприкосновения, совместных проектов и, самое главное, тесное взаимное молитвенное общение.