Первая государственная дума: начало работы и деятельность
Переход от монаршего правления к парламентскому осуществлялся в России тяжело и драматично.
Причиной созыва Первой государственной думы как закон-образующего органа послужили начавшиеся революционные волнения, вынудившие правительство приступить к государственным преобразованиям.
Дума работала 72 дня и была распущена, тем не менее она оставила свой след в истории демократизации общества.
Мятежный броненосец
За полгода до созыва 1 Государственной думы, 27 июня 1905 года, случился бунт матросов линкора "Потемкин". Причина - гнилое мясо, которым кормили моряков. Капитан судна приказал расстрелять бунтовщиков, но команда отказалась выполнить приказ, бунт продолжился, в результате которого мятежники убили восемнадцать офицеров вместе с капитаном и создали судовой комитет во главе с Афанасием Матушенко.
Мятеж, начавшийся на броненосце, быстро распространился и вскоре охватил войска армии и флота, поразил промышленные города России. В октябре стачку объявили железнодорожники, парализовав транспортное сообщение всей страны. Началось всеобщее массовое революционное движение, вошедшее в историю государства как Первая октябрьская революция 1905-1907 годов.
Вот что написал первый министр правительства Сергей Витте в обращении от 22 октября 1905 года к Николаю II:
Правительство должно либо встать во главе движения, захватившего страну, либо отдать его на растерзание элементарным силам.
По мнению Витте, у правительства было два пути: либо возглавить народное движение "За свободу" и предложить политические реформы, либо подавить мятеж, а репрессии ничего, кроме кровопролития, не принесут и вряд ли решат проблемы, возникшие в управлении государством. Дальше последовали события, окончательной определившие необходимость создания первой Госдумы.
Октябрьский Манифест сродни первой конституции
Новое время и возросшая политическая активность городского населения требовали срочных мер от высшей власти. Стачки не прекращались, наоборот, к октябрю 1905 года забастовка в Москве переросла во всероссийскую политическую стачку.
В общей сложности в забастовки было втянуто более 2 миллионов человек. Требовались срочные дополнения к Манифесту "Об учреждении Государственной думы", принятому 6 августа 1905 года.
В конце октября выходит Высочайший Манифест, который был разработан по поручению императора и являлся законодательным актом власти. Манифест был посвящен проблемам усовершенствования государственного порядка и вошел в историю как Октябрьский манифест.
Историческая миссия этого документа заключалась в распределении власти и ответственности за управление государством, которые прежде были единоличным правом императора, а после принятия манифеста предусматривал законодательные инициативы создания и созыва 1 Государственной думы.
Согласно Манифесту, в стране избирался парламент, без одобрения которого не мог вступить в силу ни один закон. Также текстом этого документа провозглашались политические права граждан:
- свобода слова и свобода совести;
- свобода создания союзов и проведения собраний;
- свобода создания ассоциаций;
- гарантировалась неприкосновенность личности.
Фактически с принятием Манифеста были внесены коренные изменения в законодательство по управлению государством, что по сути явилось созданием первой российской конституции.
За государем сохранялось право "вето" - блокировать решения Думы и распускать ее, право объявлять войну, контролировать православную церковь, право принимать законы в промежутках между сессиями думы.
В связи с тем, что Манифест готовился втайне, власти на местах оказались не готовы отдавать "запретительные приказы" на случай стихийно возникающих союзов, собраний и движений, которые учиняли беспорядки. Ведь провозглашались свободы собраний союзов и неприкосновенность личности. Поэтому в стране стихийно прокатились массовые погромы под флагом "революционных выступлений".
Жертвами беспорядков становились обычные люди, как правило, интеллигенты, студенты и евреи. Всего с момента принятия Манифеста 3500 человек были тяжело ранены, 1600 погибли при столкновениях на улицах; в стране произошло более 600 погромов в различных городах, хотя документ создавался с благими целями и окончательно формировал правила выборов в 1 Гос. думу.
Депутатские полномочия или борьба за власть
Царь обращался к прессе и владельцам газет с просьбой "успокоить мнения", обещал выполнить данные Манифестом свободы, говорил, что отныне и впредь ни один человек не будет заключен в тюрьму без суда и следствия. Но...
Предложения были отвергнуты Петербургским Советом во главе с Троцким: "...нам дана конституция, но абсолютизм остается... Борющийся революционный пролетариат не может сложить оружие до тех пор, пока политические права русского народа не будут установлены на прочном фундаменте, пока не будет создана Демократическая Республика, лучший путь для дальнейшего прогресса к социализму."
Несмотря на острую политическую борьбу за власть, началась подготовка к выборам в Первую думу.
11 декабря 1905 года публикуется Закон о выборах в Государственную думу. Выборы должны были проходить по системе курий (группы населения, объединенные по сословному, имущественному или иному признаку).
Всего создавалось 4 курии по землевладельческому, городскому, рабочему и крестьянскому признакам. Каждая из них получала квоты на определенное количество выборщиков.
Например, один выборщик на 90 тысяч рабочих, или один выборщик на 4 тысячи в городской курии, или на 2 тысячи человек в землевладельческой.
Право быть избранным
Существовал ряд ограничений и правил для того, чтобы получить право быть выборщиком первой в России Государственной думы. Избирательное право получали те граждане Российской Империи, которые за год до выборов (это минимальный срок) отвечали таким критериям:
- выборщик по крестьянской курии должен был иметь домовладение;
- по городской - быть или владельцем недвижимости в городе, торговых или промышленных заведений, или квартиросъемщиком, или служащим, то есть в эту категорию попадали практически все, кто имел постоянное трудоустройство и место проживания;
- для выборщиков от землевладельческой курии правило избрания касалось наличия от 100 до 650 десятин земли, в гектарах это от 109 до 710 га, а также нужно было подтвердить наличие недвижимой собственности на сумму не менее 15 тысяч рублей;
- рабочий мог стать выборщиком от предприятия, где трудятся не менее 50 рабочих мужского пола.
Не имели избирательных прав иностранцы, военные на службе, преступники, банкроты, растратчики под опекой, душевнобольные, исключенные из сословных общин по решению этих общин.
Не могли стать выборщиками женщины, губернаторы, любые градоначальники и их заместители во вверенной территории или избирательном округе, полицейские в своем округе, духовники, лишенные сана.
Все остальные граждане могли избираться в Первую государственную думу, если соответствовали указанным категориям населения.
Многоступенчатые выборы
Выборы в Первую государственную думу проходили в несколько ступеней. Всего было предусмотрено от двух до четырех этапов их организации.
Император опасался, что прямые и свободные выборы трудно исполнимы в стране, где самым многочисленным классом выборщиков является крестьянство:
...в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов, и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты.
Поэтому были разработаны понятные и детализованные этапы (ступени) выборов в 1 Государственную думу:
- Например, в крестьянской курии это были четырехступенчатые выборы. Сначала из десяти домовых хозяйств избирались уполномоченные, которые участвовали в волостном съезде, где шло дальнейшее избрание. На третьем этапе (ступени) выборщики волостных съездов продолжали участие в выборах уездного, следом на областном или губернском съезде уже шло окончательное избрание депутатов в Государственную думу.
- Для избранников городской курии были предусмотрены двухступенчатые выборы, в крупных городах Санкт-Петербурге, Москве и еще в 24 городах, указанных в законе о выборах в Государственную думу, сначала избирались уполномоченные для участия в городском избирательном собрании. На этом собрании избирались будущие думцы.
- Трехступенчатые выборы для городской курии проходили в следующей последовательности: сначала избирался 1 уполномоченный на 1000 человек для крупных промышленных предприятий или по одному уполномоченному от предприятий с численностью от 50 до 1000 чел., затем уполномоченные на губернских съездах избирали выборных для участия в третьем этапе, третий этап - выборы депутатов на избирательном собрании.
- В землевладельческой курии многоступенчатость зависела от величины землевладения. Предполагались как двух-, так и трехступенчатые системы в зависимости от выделенной квоты депутатов.
Схема выборов по куриям представлена ниже.
Представительство в Первой государственной думе 1906 года
Новая система выборов позволила максимально по тому времени учесть интересы различных социальных, национальных, религиозных или профессиональных объединений жителей страны.
Всего в процессе избрания депутатов было занято 135 избирательных округов, при этом в 26 городских округах выбирали только две курии - городская и рабочая.
Различные интересы избирателей регулировались квотами. Среди избирательных округов к началу работы Первой государственной думы были зарегистрированы:
- 33 территориально-сословных, национальных, религиозных (конфессиональных) округа. От них было представлено в созыв 1 Государственной думы 40 избирателей.
- Городские избирательные округи избрали 34 депутата.
- Каждая губерния могла избрать от 2 до 15 депутатов, в том числе от города от 1 до 6 представителей в 1 Думу.
- Окончательные итоги показали, что европейская часть России избрала 79 процентов всех избирателей, выдвинув 412 депутатов.
- Польша представляла 7 процентов выбранных, или 37 депутатов на выборах в Первую государственную думу
- Представители Кавказа заняли 6 процентов выборщиков (29 представителей).
- От Дальневосточного и Сибирского избирательного округов было избрано 25 депутатов, или 4 процента корпуса будущего парламента.
- От Казахстана и Средней Азии было представлено 4 процента от общего количества - 21 депутат.
От столицы до окраин
Созыв 1 Государственной думы в России шел достаточно долго и сложно.
Несколько месяцев - с февраля по март 1906 года - шли выборы на местах. С учетом территориальной мощи страны, в некоторых национальных округах и регионах выборы проводились еще позже, например в Сибири они прошли в мае-июне 1906 года.
Таким образом, к началу работы Думы было избрано 480 депутатов вместо положенных 524 человек. Думский состав дополнялся постепенно, по мере завершения выборов на окраинах, избранниками на местах, прибывающих на заседания.
Одним из выборных нововведений являлось и то, что было принято решение провести в некоторых районах выборы в условиях военного положения. Так, избирательный механизм отрабатывался по специальному положению в тех уездах (районных городах), которые прилегали к линии СЖД (Сибирской железной дороги.
Как уже отмечалось, выборы в Первую государственную думу проводились в условиях напряженнейшей политической борьбы за приход к власти новых революционных или реформаторских сил. Между собой боролись как левые, так и правые партийные блоки, но в одном они были единодушны - в бойкоте выборов.
Крайне правые партии вообще отрицали возможность создания парламента, утверждая, что в России возможно лишь самодержавие.
Подзуживая народ бойкотировать выборы, революционеры, однако, допускали существенные поправки в отношении собственных персон. В качестве независимых кандидатов в выборах депутатов 1 Государственной думы приняли участие меньшевики и социалисты-революционеров. Позднее Ленин признавал ошибочную позицию партий в бойкоте выборов, считая, что это только отложило революционные преобразования в России.
Тем более что в условиях спада забастовок и стачек бойкот не сильно ударил по избирательному процессу. Избрание социал-демократов вне партии произошло с помощью голосов крестьянских и городских выборщиков. Кроме того, они объединились и вошли во фракцию трудовиков, но в июне уже выделились в отдельную самостоятельную фракцию по решению IV Съезда РСДРП.
Наиболее удачно выборы сложились для партии кадетов - представителей "Конституционно-демократической партии".
Начало заседаний и состав 1 Государственной Думы
Всем депутатам были разосланы именные приглашения в Георгиевский зал на открытие первого заседания Думы к 27 апреля 1906 года.
Вот что писал британский журналист Баринг о депутатах, прибывших на заседание:
...крестьяне в длинных черных плащах, некоторые из них были одеты в военные медали. Вы видите достойных стариков в сюртуках, агрессивно демократичных мужчин с длинными волосами..., вот член пролетариата, одетый в костюм двухсотлетней давности...
Есть польский депутат, который одет в светло-голубые колготки, короткую итонскую куртку и гессенские сапоги... Есть социалисты, которые не носят воротничков, и, конечно, есть все виды головных уборов, какие только можно себе представить.
Состав Думы был очень разнообразен и представлял следующую панораму избранников:
- По возрастным группам распределение депутатов сложилось так, что основную категорию думцев (40 процентов из общего числа) представляли люди в возрасте от 40 до 50 лет; 15 процентов приходилось на избранников от 50 лет и старше, и 7 процентов составляла молодежь в возрасте до 30 лет.
- Об образовательному уровню 1 Дума также была представлена широко: депутаты с высшим образованием составляли основной костяк Думы, или 42 процента от общего числа; со средним образованием было 14 процентов депутатов; двадцать пять процентов обладали начальным образованием; домашнее образование получили 19 процентов избранных и 2 депутата были абсолютно неграмотными.
- Профессиональные представительства, или распределение по профессиям, среди депутатов было таковым: 121 земледелец - крестьяне, 73 служащих городских, земских и дворянских управ; 46 помещиков, в том числе управляющие имений; 39 работников адвокатуры (адвокатов); 17 фабричных рабочих и 10 ремесленников; 16 депутатов с профессорским и доцентским научным званием; 16 священнослужителей; 16 медицинских специалистов; по четырнадцать депутатов из торговцев и учителей сельских школ; 11 журналистов и 3 преподавателя гимназических учреждений; 14 чиновников различного ранга; 7 инженеров и 9 депутатов без определенной профессии.
- По принадлежности к партиям созыв Первой государственной думы также был довольно представительным: наибольшее число депутатов в количестве 176 человек было представлено партией кадетов; 26 избранных от партии мирнообновленцев; 102 человека выступали от имени Трудовой партии (трудовики); 33 депутата польского кола (круга); 100 депутатов были беспартийными и больше тяготели к программам правых партий, ратующих за сохранение монархии; 23 социалиста-революционера и примкнувшие к ним 2 свободомыслящих депутата; 6 человек за реформы и демократические преобразования (от партии демократических реформ); 16 октябристов; 12 прогрессистов, которые придерживались либеральных взглядов и, по сути, сформировали партию лишь к 1912 году; 18 депутатов от партии социал-демократов и 14 автономистов, не поддерживающих ни одну партию.
Точная дата созыва 1 Государственной думы - 27 апреля 1906 года, день, когда депутаты сложили полномочия, - 8 июля 1906 года.
Лиха беда - начало
Открытие первого заседания состоялось 27 апреля 1906 года в Георгиевском зале Таврического дворца, в Санкт-Петербурге.
Свою деятельность 1 Государственная дума начала с избрания председателя.
Избранником стал известный общественный деятель, правовед, профессор Московского университета, представитель социологического подхода к формированию законов - Сергей Андреевич Муромцев.
Председатель 1 Государственной думы был избран от партии большинства - кадетов.
Комиссии Думы обсуждали различные законопроекты, в том числе об отмене смертной казни, о правах и свободах граждан, о неприкосновенности личности.
Но центральным законопроектом для депутатов 1 Государственной думы 1906 года был аграрный вопрос.
Первыми идею нового законопроекта по аграрному вопросу выдвинули кадеты, под ним подписались 42 депутата, поэтому он получил название "проект 42-х". По нему предлагалось дополнительное формирование наделов земель для крестьянских хозяйств из фондов казенных, церковных, удельных и других земель не частного пользования; также предлагалось частичное выделение земель помещиков за "справедливый" выкуп по объективной оценке.
Трудовики предложили "проект 104-х", который требовал отчуждения помещичьих земель и из частных владений по "трудовой норме": все земли, которые превышали эту норму, подлежали изъятию в общенародный фонд, своеобразное уравнительное землепользование.
Страсти разгорались нешуточные. Вплоть до того, что 7 июня правительство приняло решение о необходимости роспуска Госдумы в случае "раскачивания" аграрного вопроса и нагнетания напряженности вокруг его решения.
В ответ на это 8 июня 1906 года были обнародованы взгляды эсеров в проекте "Основного земельного закона" от 33 депутатов. Согласно предложенному законопроекту, полностью уничтожалась частная собственность на землю и проводилась социализация земли, которая становилась общенародным достоянием.
Этот "проект 33-х" вел государство к настоящей войне за землю, к "черному переделу", поэтому депутаты Первой государственной думы отказались его обсуждать.
20 июня правительство выступило в Думе с категорическим высказыванием о сохранении и неприкосновенности частной собственности на землю.
За 72 дня деятельности депутатам удалось одобрить всего два законопроекта: об отмене смертной казни (законопроект приняли, хотя он и был инициирован с нарушением процедуры) и о выделении 15 млн рублей для оказания помощи пострадавшим хозяйствам от неурожая (этот законопроект был внесен на рассмотрение правительством).
По всем другим проектам разворачивалась ожесточенная борьба и споры между партиями и фракциями за первенство, поэтому до постатейного обсуждения законопроектов дело так и не дошло. Дополнительным фоном к борьбе за власть в Госдуме в стране происходили крестьянские волнения.
Указом от 8 июля Государственная дума была распущена, Манифестом от 9 июля 1906 года роспуск законодательного органа был аргументирован тем, что:
...выборные от населения вместо работы строительства законодательного, уклонились в непринадлежащую им область...
Одновременно на Государственную думу возлагалась ответственность за прошедшие крестьянские выступления.
Мечты, мечты...
Что же произошло, почему созыв i Государственной думы оказался малоэффективным и не привел к долгожданным результатам?
Применительно к структуре парламентов, новоизбранный орган представлял собой нижнюю палату. Верхнюю палату (или ее полномочия) представлял законосовещательный орган - Государственный совет, действовавший при царе с 1810 года.
За неполных три месяца своей работы Первая государственная дума 1906 года приняла 391 запрос на незаконные действия правительства и вошла в историю как "Дума народного гнева". В итоге 9 июля 1906 года она была распущена указом Николая II по причине того, что лишь вносила смуту и разжигала недовольство в обществе вместо того, чтобы "вносить спокойствие".
Депутатов ждал сюрприз: придя к Таврическому дворцу на заседание, думцы обнаружили запертые двери, на столбе висел Манифест о прекращении деятельности Думы.
После роспуска возмущенная действиями властей часть депутатов провела совещание в Выборге и приняла известное выборгское воззвание "Народу от народных представителей". В этом воззвании содержался прямой призыв к гражданскому неповиновению, например к неуплате налогов, неисполнению воинской повинности и т. д. Уже 11 июля текст воззвания распространялся в Петербурге самими депутатами из числа кадетов и трудовиков. В подготовке выборгского воззвания приняли участие 200 депутатов этих партий.
Однако реакция людей была довольно спокойной, почти никто не откликнулся на акцию "гражданского неповиновения". Но, несмотря на провал призыва, в сознании граждан России укрепилось мнение о необходимости Думы.
Таким образом, и правительство уже не могло навсегда прикрыть "парламент". В Манифесте о роспуске Думы подчеркивалось:
закон об учреждении Государственной Думы сохранен без изменений.
На этом основании началась подготовка к новой кампании по выборам во II Государственную думу.
Послевкусие реформ, или Уроки истории
Помимо споров вокруг законопроектов, депутаты Первой госдумы делали энергичные, хоть и безуспешные попытки "продавливания" политических реформ.
Это касалось инициатив о прекращении репрессий против революционеров, бомбистов и участников революционных выступления 1905-1906 годов.
Все эти попытки, разумеется,представляли опасность для существующего государственно строя. Поэтому Николай II попросил Петра Столыпина (как более здравомыслящего, чем С. Витте, отправленный в отставку, государственного деятеля) возглавить правительство,
Столыпин не верил в успех Госдумы, так как был уверен, что представители различных слоев населения никогда не смогут ни о чем договориться, а само собрание не будет работать продуктивно. Однако он отказывался от поста главного министра, но все же уступил настойчивым просьбам царя.
В результате Петр Аркадьевич Столыпин, пытаясь найти баланс между требованиями радикальных партий и необходимостью проведения земельных реформ, оказался меж двух огней или двух противоборствующих сил, нажив себе врагов с одной и другой стороны.
Тем не менее ему удалось законодательно оформить приоритет крестьян в плане приобретения земель и их право иметь представителей в советах местного самоуправления. Это дало возможность на время спасти дворянства от конфискации земель и одновременно призвать население к навыкам управления.
Однако уже 25 августа 1906 года на министра было совершено покушение прямо в общественной приемной, пострадала его дочь. Тем не менее П. Столыпин проявил государственную волю, ему удалось уменьшить на следующих выборах влияние "левых" и радикально настроенных партий, однако, как мы сейчас знаем, революционную волну удалось остановить лишь на небольшой исторический период.