Юрий Алексеевич Гагарин: годы жизни, биография, первый полет и причина смерти
Космическая гонка 50-60-х годов прошлого века стала заменой ядерной войне, развязывания которой тогда боялись и на Востоке, и на Западе. Мир добился большого технического прогресса, не стреляя ни в кого. Послом мира стал Юрий Алексеевич Гагарин. Его автобиография называлась "Дорога к звездам". Дорога, а не гонка, хотя американцы называли ее гонкой даже после того, как проиграли. Да и сейчас называют так же.
Детство и учеба будущего космонавта
Сын плотника и доярки родился в 1934 году. Деревенское детство - как у всех мальчишек тех лет: речка, лес, помощь родителям по хозяйству. В сентябре 1941-го пошел в школу. Через месяц смоленскую деревню Клушино, где родился Юрий Гагарин, заняли фашисты. Занятия в школе прекратились до апреля 1943 года.
Всю оккупацию жили в землянке: дом реквизировали гитлеровцы. Старших брата и сестру угнали в Германию.
Юрий старался никогда не говорить о тех временах. Только в одном интервью на вопрос, почему он пошел в аэроклуб, Гагарин скупо рассказал о воздушном бое пары советских и фашистских самолетов над деревней. Из подбитого Яка пилот выпрыгнул на парашюте, а позже за ним прилетел другой самолет. Мальчишки смотрели на пилотов, как на людей из другого мира – они летают.
После освобождения Смоленской области советскими войсками была школа, затем ремесленное училище в Люберцах. В 1951 году поступил в техникум в Саратове по специальности "литейщик". Биография Юрия Алексеевича Гагарина ничем не отличалась от жизни тысяч других людей, родившихся накануне войны.
А в октябре 1954 г. он пришел в аэроклуб. Первый шаг в небо оказался шагом к звездам. Там он научился пилотировать самолет, совершил около двухсот полетов, налетав в общей сложности сорок два часа с минутами.
Служба в армии
После призыва на военную службу Ю. Гагарин получил направление в авиационное училище. Окончил военное училище ВВС СССР в 1957 году, получил назначение на Северный флот. Служил летчиком-истребителем морской авиации.
Юрий написал рапорт о зачислении его в отряд космонавтов сразу же, как только узнал о наборе. После тестирований и медкомиссий 3 марта 1960 года Гагарин Юрий Алексеевич получил приказ о переводе в часть, специально созданную для подготовки будущих космонавтов.
Дорога к звездам
С 25 марта 1960 года началась служба в отряде космонавтов. К декабрю были отобраны шесть претендентов на первый полет. К апрелю 1961 года определили лидера: основная кандидатура – Юрий Алексеевич Гагарин, его дублер – Герман Титов.
Ходило много слухов, почему именно он полетел первым. Упоминали и крестьянское происхождение, и маленький рост. Злопыхатели даже пытались отыскать какие-то связи с князьями Гагариными, особенно этим грешила западная пресса.
Полет в космос
Старт пилотируемого "Востока-1" с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года держали в тайне до возвращения космонавта на Землю. Эмоциональное восклицание Юрия во время старта: "Поехали!" – через несколько часов после его приземления знал весь мир. Так же как любой житель планеты мог, не задумываясь, ответить, кто такой Юрий Гагарин.
Длительность полета составила всего 108 минут. Один оборот вокруг планеты. Орбитальная скорость - около 27 400 км/час. Первым сообщением в Центр управления полетами были слова: "Земля голубая. Как замечательно. Это удивительно. Такая красивая".
Беспрецедентный полет едва не закончился катастрофой. При входе в атмосферу Земли возникли технические проблемы, спускаемая капсула не отделялась. Гагарин катапультировался на высоте 7000 метров.
Позже в своем отчете о полете он напишет: "Условия полета оказались несколько легче, чем условия, в которых приходилось тренироваться".
Встреча на Земле
Изначально правительством Советского Союза торжественная встреча первого летчика-космонавта не планировалась. Причина, вероятно, была в том, что уверенности в благополучном завершении полета не было.
После возвращения Ю. А. Гагарина из орбитального полета Хрущев распорядился о "достойной встрече героя".
Так, наверное, в Союзе не встречали никого. На подлете к Москве пассажирский Ил встретила эскадрилья МиГов. Самолеты торжественным строем прошли над Красной площадью. Во Внуково Ил подрулил к зданию аэропорта. От трапа до трибуны с членами правительства по красной дорожке под звуки марша "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" и аплодисменты встречающих шел майор Гагарин. В полет он отправился старшим лейтенантом.
Потом был кортеж до Мавзолея по запруженным народом улицам Москвы в открытом кабриолете, митинг на Красной площади, переросший в трехчасовую демонстрацию, вручение космонавту Золотой Звезды Героя Советского Союза, прием в Кремле.
Информация о полете в космос Юрия Алексеевича Гагарина, краткая биография его и торжественная встреча героя в Москве стали новостью номер один для всего мира.
Золотая звезда, врученная Хрущевым первому в истории человечества космонавту, имела номер 11 175. Юрий часто говорил людям, с которыми встречался, особенно в зарубежных поездках, что он не более особенный, чем те 11 174 героя, которые носят такие же награды. Но никто, кроме него, не видел с орбиты, как солнце опускается за горизонт.
Триумф Гагарина стал болезненным ударом по Соединенным Штатам, которые планировали старт своего космического корабля на май 1961 года. К тому времени, когда Джон Гленн сделал три витка вокруг Земли, Герман Титов, второй советский космонавт, на "Востоке-2" за двадцать пять часов орбитального полета облетел Землю семнадцать раз.
Посол мира
Через несколько недель, в конце апреля, началась “мирная миссия" – первая зарубежная поездка Юрия Гагарина. Весь мир хотел увидеть первого космонавта. "Мирная миссия" длилась с перерывами два года. За это время Юрий посетил около тридцати стран.
Если говорить кратко, информация о Юрии Гагарине и его успешном космическом полете сделала его гражданином планеты Земля.
Пока в новостях не появились его фотографии, для публики не существовало настоящих космических героев. Ученых и инженеров, работающих в засекреченных институтах, не знал никто. После полета Гагарина появилось первое человеческое лицо, связанное с космосом. И его улыбка. Фотографии его улыбающегося лица очеловечили безвоздушное космическое пространство.
Гагарин был единственным человеком на Земле, который видел планету с орбиты. Он был поражен ее красотой и хрупкостью и понял, что долг человечества – защищать наш общий дом. Полет, который длился всего один час и 48 минут, спровоцировал важные политические, социальные, культурные и технические изменения.
Международные визиты Гагарина были экстраординарными: был разгар холодной войны. Он был единственным, кто путешествовал не только между Землей и космосом, но и между Востоком и Западом.
Его приглашала на завтрак Елизавета II, и чопорные английские лорды неоднократно нарушали протокол встречи. В нарушение всех правил королевского этикета Елизавета сама предложила сделать совместное фото на память.
Юрий Алексеевич Гагарин общался с рабочими машиностроительного завода во время обеденного перерыва, и они забыли о своих бутербродах и молоке.
Англичане возили его на роллс-ройсе с номерным знаком YG-1, и английские бобби приветствовали первого космонавта.
В аэропорту Гаваны Юрия встречал весь дипломатический корпус страны под проливным тропическим ливнем. На улицах встречи ожидали жители города.
В Египте Ю. А. Гагарину вручили символический ключ от Каира.
Во всех странах, которые первый космонавт посетил во время "миссии мира", его награждали высшими правительственными наградами.
Все идеологические различия были на время забыты, поскольку он стал героем для всего мира. Он открыл человечеству дверь в космос.
Юрий Гагарин был первым человеком из Советского Союза, которого большинство людей на Западе когда-либо видели. Он изменил представление многих граждан западного мира о том, какими на самом деле были советские люди. Учитывая, насколько ледяной была холодная война в шестидесятые годы, многие не ожидали увидеть дружелюбного и улыбчивого человека. Его улыбка изменила мир. Некоторые люди предположили, что Юрий Гагарин предотвратил Третью мировую войну. Он вполне мог это сделать.
Кто такой Гагарин, человечество будет помнить всегда.
Трагическая гибель
После турне по миру правительство Советского Союза не хотело больше допускать Гагарина к орбитальным полетам. Одно время его даже не допускали к полетам на истребителях. Никто не хотел рисковать жизнью человека, ставшего первопроходцем космоса. Да и отсутствие режима и систематических тренировок во время мирового турне не улучшили физическую форму космонавта.
Гагарин работал замом в Центре подготовки космонавтов, учился в академии Жуковского, был депутатом Верховного Совета. Но он хотел летать. Все годы жизни и род занятий Юрия Гагарина были связаны с небом и полетами.
И он своего добился. В начале декабря 1967 г., после долгого перерыва, ему разрешили самостоятельный вылет на МиГ-17. Гагарин совершил его в начале декабря 1967 года. На посадку заходил дважды из-за ошибки расчета предпосадочной глиссады. Пришлось восстанавливать квалификацию летчика-истребителя. Начались полеты с инструктором.
27 марта 1968 года страна была ошеломлена печальной новостью: двухместный истребитель МиГ-15, пилотируемый Юрием Гагариным и Владимиром Серегиным, потерпел крушение, выполняя обычный тренировочный полет во Владимирской области.
Официальное расследование: причины
Официальное расследование аварии показало, что Гагарин сманеврировал, чтобы избежать столкновения с птицей или метеозондом. Резкий маневр вызвал сваливание самолета в штопор, для выхода из которого не хватило высоты. Всего каких-то 200 метров.
Многие авиационные специалисты считали этот вывод неправдоподобным, и слухи о причинах крушения циркулировали в обществе самые невероятные: от алкогольного опьянения пилотов до столкновения с неопознанным летающим объектом. Между этими двумя крайностями были версии о разгерметизации кабины и гипоксии пилотов, ошибки пилотирования, диверсии или саботаж по политическим причинам, и много чего еще.
За прошедшие десятилетия было выдвинуто множество теорий, от технических до конспиративных.
Основной причиной возникновения и распространения таких слухов стала секретность отчета. Отчет, над составлением которого работало четыре подкомиссии, никогда не был опубликован.
Официальные власти впоследствии опровергали некоторые версии катастрофы, получившие широкое распространение. Так, были опровергнуты данные о возможном опьянении или гипоксии пилотов. Исключена версия технической неисправности самолета и столкновения с птицей или метеозондом. Расследования, проведенные непосредственно после крушения самолета, также исключили саботаж.
Из документов, рассекреченных в 2003 году, видно, что сотрудники КГБ подозревали авиадиспетчеров и метеорологов. Якобы из-за неточных или несвоевременных сведений о метеорологической обстановке в зоне полетов пилоты полагали, что нижняя граница облачности значительно выше, чем в реальности. Поэтому им не хватило времени и высоты для вывода самолета из штопора.
Эта версия впоследствии тоже была опровергнута.
Версия Алексея Леонова
Среди всех конспирологических теорий о причинах гибели Гагарина особое место занимает версия, озвученная Алексеем Леоновым. Он изложил ее в эфире телеканала RT 11 июня 2013 года. Алексей Леонов, как и Герман Титов, входил в комиссию по расследованию злополучного происшествия, оборвавшего годы жизни Юрия Гагарина.
В день катастрофы Леонов находился на аэродроме и утверждает, что слышал вдалеке два громких удара с интервалом примерно в полторы-две секунды. По мнению Леонова, первым громким ударом был звук реактивного самолета, преодолевающего звуковой барьер. Второй удар был вызван крушением самолета Гагарина и Серегина.
Согласно этой версии, в зоне полетов МиГа-15 пролетел еще один, более тяжелый самолет, Су-15, который по неизвестной причине пролетел намного ниже запланированной высоты полета. Нарушение процедуры испытательного полета пилотом Су-15 и привело к катастрофе МиГа.
В условиях густой облачности и минимальной видимости оба самолета оказались в опасной близости друг к другу. Истребитель Гагарина попал в спутный след более мощного Су-15 и свалился в плоскую спираль на скорости 750 км/час. В такой ситуации шансов спастись у пилотов не было.
Леонов утверждает, что одной из причин сокрытия правды о произошедшем был страх, что подобные нарушения в режимах испытательных полетов в непосредственной близости от Москвы могут повлечь принятие строгих мер к руководству ВВС со стороны властей.
Алексей Леонов отказался назвать имя летчика-испытателя, пилотировавшего Су-15 в день катастрофы гагаринского истребителя, ссылаясь на возраст и плохое состояние здоровья предполагаемого виновника крушения МиГа. О пилоте Леонов сказал: "Он хороший летчик-испытатель. Это ничего не исправит".
Эту версию причины крушения самолета и гибели Гагарина и Серегина категорически отвергает член Правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы профессор Арсений Миронов. Он неоднократно публиковал опровержения версии летчика-космонавта Алексея Леонова в специализированных авиационных журналах, но широкая публика их не читает.
Миронов располагает документальными подтверждениями непричастности жуковского летчика-испытателя к катастрофе истребителя, пилотируемого Гагариным. При расследовании были изучены журнал регистрации полетных листов аэродрома. В момент крушения МиГ-15 ни одного Су в воздухе не было. Государственная комиссия при расследовании причин обнаружила много других факторов, которые могли стать причиной катастрофы. Но в те годы о них умолчали.
Очевидно, правда была такова, что полетели бы не только погоны, но, возможно, и головы. Поэтому в ней не был заинтересован никто.
Уже сам факт того, что на имя Брежнева члены отряда космонавтов написали письмо с обвинениями членов комиссии по расследованию в попытке очернить погибших летчиков Гагарина и Серегина, говорит о многом.
Арсений Миронов утверждает, что к катастрофе истребителя привела цепочка нарушений как в организации полетов и обслуживании самолета, так и ошибки пилотирования, допущенные экипажем.
Гибель первого летчика-космонавта положила конец и карьере Валентины Терешковой. Ей категорически запретили и полеты на самолетах, и последующие космические полеты. Потерять в катастрофе и первую в мире женщину-космонавта Советский Союз себе позволить не мог.
Вероятно, мнение Арсения Миронова более близко к истине, чем версия Алексея Леонова. Очевидно, были нарушения, о которых правительство СССР решило умолчать. Возможно, они касались человеческого фактора или организации полетов в полку космонавтов. Дискредитировать такую отрасль не хотел никто. Придумали внешнюю причину.
И запретили полеты В. Терешковой.
Прах первого космонавта похоронен в Кремлевской стене. Город, где родился Гагарин, в каком он провел детство, был переименован в его честь.
Фильм о первом полете в космос
Пятьдесят лет спустя на орбите работает космическая станция, ставшая международным проектом. Вслед за советским космонавтом в космосе побывали более 500 человек из 30 стран мира.
От первого полета братьев Райт до Гагарина, первого человека в космосе, и Нила Армстронга, первого человека на Луне, человечеству потребовалось времени меньше, чем средняя продолжительность жизни одного поколения. Все годы жизни и род занятий Юрия Гагарина были посвящены этой цели.
Английский режиссер Крис Райли попросил астронавтов, работающих на Международной космической станции снимать Землю, когда орбита станции была близка с первой, гагаринской. Затем он смонтировал замечательный фильм о 108-минутном полете, используя фотоматериалы высокого разрешения того, что первопроходец космоса увидел бы через крошечное окно своего космического корабля "Восток-1".
Фильм сопровождается оригинальным саундтреком из записей переговоров Юрия и Центра управления полетом и вызывающей воспоминания музыкальной партитурой композитора Филиппа Шеппарда.
В доме, где родился Гагарин, создан мемориальный музей.