Правление Горбачева: основные события и политика

Михаил Сергеевич Горбачев - один из самых известных политических деятелей Советского Союза. Чем ознаменовалось его правление? В каком году Горбачев стал президентом СССР? Что он сделал за время своего правления?

Приход к власти

Приходится период правления Горбачева на годы 1985-1991. После многих лет застоя стало появляться «новое мышление» младшего коммунистического аппарата. После смерти неизлечимо больного Константина Черненко Политбюро избрало Горбачева на должность Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в марте 1985 года. В 54 года он стал самым молодым человеком на должности Генсека после Иосифа Сталина. В своем официальном подтверждении 11 марта министр иностранных дел Андрей Громыко рассказал о том, как новый советский лидер заменил Черненко в качестве секретариата ЦК и высоко оценил его ум и гибкие, прагматичные идеи вместо жесткой приверженности партийной идеологии. Михаилу Сергеевичу помогло отсутствие серьезной конкуренции в Политбюро.

Михаил Горбачев

Первые шаги

Начало правления Горбачева ознаменовалось назначением молодых людей своего поколения на важные посты в партии, в том числе Николая Рыжкова, министра экономики, Виктора Чербрикова, главу КГБ, министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе (заменив 75-летнего Громыко), секретаря оборонной промышленности Льва Зайкова и министра строительства Бориса Ельцина. Удален из Политбюро Григорий Романов, который был самым значительным конкурентом Горбачева на посту генерального секретаря. Смещение Громыко с поста министра иностранных дел стало самым неожиданным изменением во время правления Горбачева. Это казалось странным, учитывая его десятилетия неуклонного, верного служения Советскому Союзу по сравнению с неизвестным, неопытным Шеварднадзе. Находился Горбачев у власти в годы, когда нужно было реформировать всю политическую систему СССР.

Горбачев и Эрих Хонеккер

Далее, до 40 % первых секретарей областей были заменены более молодыми, образованными и компетентными мужчинами. Военный штаб также подвергся тщательной смене командиров во всех 16 военных округах, которые были заменены вместе со всеми театрами военных действий, а также с тремя советскими флотами. Со времен Второй мировой войны советская армия не сталкивалась со столь быстрой сменой офицеров.

Горбачев «выстрелил» в первые месяцы своего правления. Он спроектировал ауру молодости и динамизма по сравнению со своими престарелыми предшественниками и часто ходил по улицам крупных городов, отвечая на вопросы простых граждан. Он стал первым лидером, который говорил с советским народом лично.

Когда он выступал с публичными речами, то ясно давал понять, что заинтересован в конструктивном обмене идеями, а не в том, чтобы вести длинные беседы о превосходстве советской системы. В период правления Горбачева также откровенно стали говорить о вялости и плохом состоянии советского общества в последние годы, обвиняя его в злоупотреблении алкоголем, плохой дисциплине на рабочем месте и других факторах. Алкоголь был особым поводом для Горбачева, тем более что он сам не пил, потому обозначил одну из своих основных политических целей – ограничить его потребление.

Внешняя политика

С точки зрения внешней политики, отношения с Соединенными Штатами оставались напряженными до 1985 года. Однако в период Горбачева был совершен первый визит в не коммунистическую страну: генсек отправился во Францию и был тепло принят.

Рейган и Горбачев встретились впервые в Женеве в ноябре. Во время этой встречи лидеры двух сверхдержав установили прочную связь, которая предвещала хорошие перспективы на будущее, несмотря на отказ Рейгана пойти на компромисс в отношении стратегической оборонной инициативы (СОИ).

Встреча Горбачева и Рейгана по вопросу о СОИ

В совместном коммюнике обеих сторон говорилось, что они согласны с тем, что ядерная война не может быть выиграна ни одной из сторон и никогда не должна допускаться. Было также решено, что Рейган и Горбачев проведут еще две встречи на высшем уровне в 1986–87 годах.

Встреча Горбачева и Рейгана

Джимми Картер в 1979 году официально прекратил политику разрядки, оказывая финансовую помощь моджахедам в Афганистане, что послужило предлогом для советской интервенции в Афганистан шесть месяцев спустя с целью поддержки афганского правительства, контролируемого народно-демократической партией Афганистана. Напряженность в отношениях между сверхдержавами усилилась за это время, особенно после того, как Картер наложил торговое эмбарго на Советский Союз и заявил, что советское вторжение в Афганистан было «самой серьезной угрозой миру со времен Второй мировой войны».

Напряженность между Востоком и Западом увеличилась в течение первого срока на посту президента Рональда Рейгана (1981–85), достигнув уровня, невиданного со времен кризиса на Кубе. Рейган увеличил военные расходы США до 7 % ВВП. Чтобы соответствовать военной мощи США, Советский Союз увеличил свои военные расходы до 12 % своего ВВП и заморозил производство гражданских товаров, что привело к резкому экономическому спаду в и без того разрушающейся советской экономике.

Выступление Горбачева в ООН

Экономика

С экономической точки зрения, в период правления Горбачева советские лидеры пытались перенять китайский вариант - экономическая либерализация с сохранением политической системы. Однако реформы Горбачева не сработали, потому что экономика Советского Союза принадлежала государству почти на 80 % по сравнению с 20–30 % в Китае. Постепенное открытие рынков было слишком медленным и недостаточно глубоким.

К тому времени Горбачев положил начало процессу, который приведет к уничтожению советской административной командной экономики. Для этого он создал программы: гласность (политическая открытость), ускорение (ускорение экономического развития) и перестройка (политическая и экономическая перестройка), объявленные в 1986 году. Советская экономика страдала как от скрытой инфляции, так и от острой нехватки поставок, усугубляемой все более открытым черным рынком. Это подорвало официальную экономику.

Кроме того, расходы на поддержание статуса сверхдержавы - военные, на космическую программу, субсидии государствам-клиентам - были непропорциональны советской экономике. Новая волна индустриализации, основанная на информационных технологиях, привела к тому, что Советский Союз отчаянно нуждался в западных технологиях и кредитах.

Закон о кооперативах, принятый в мае 1986 года, был, пожалуй, самой радикальной из экономических реформ в начале эпохи Горбачева. Впервые со времен новой экономической политики Владимира Ленина, закон разрешил частную собственность предприятий в сфере услуг, производства и внешней торговли. Согласно этому положению, кооперативные рестораны, магазины и производители стали частью советской сцены.

Либерализация общества

Гласность привела к большей свободе слова, и пресса стала намного меньше контролироваться. Тысячи политзаключенных и много диссидентов также были освобождены. Советская общественная наука стала свободно исследовать и публиковать материалы по многим ранее закрытым темам, включая проведение опросов общественного мнения.

Был открыт Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) - самая выдающаяся из нескольких избирательных организаций, которые были созданы в то время. Государственные архивы стали более доступными, а некоторые социальные статистические данные, которые держались в секрете, стали доступны для исследований и публикаций по таким чувствительным темам, как неравенство в доходах, преступность, самоубийства, аборты и младенческая смертность. Первый центр гендерных исследований был открыт в недавно созданном Институте социально-экономических исследований населения.

В январе 1987 года Горбачев призвал к демократизации: вливанию демократических элементов, таких как выборы с несколькими кандидатами, в советский политический процесс. На конференции 1987 года, созванной советским экономистом и советником Горбачева Леонидом Абалкиным, было заключено: «Глубокие преобразования в управлении экономикой не могут быть осуществлены без соответствующих изменений в политической системе».

Изменения политической системы

В июне 1988 года на XIX партийной конференции КПСС Горбачев начал радикальные реформы, направленные на снижение партийного контроля над государственным аппаратом. 1 декабря 1988 года Верховный Совет внес поправки в советскую конституцию, чтобы разрешить создание съезда народных депутатов как новый высший законодательный орган Советского Союза.

Выборы в новый съезд народных депутатов проводились по всему СССР в марте и апреле 1989 года. Горбачев, как Генеральный секретарь Коммунистической партии, мог уйти в отставку в любой момент, если коммунистическая элита станет недовольна им. Чтобы продолжить реформы, против которых выступает большинство членов коммунистической партии, Горбачев стремился консолидировать власть на новой должности (президент Советского Союза), который был независим от КПСС, и чей обладатель мог быть привлечен к ответственности только в случае прямого нарушения закона. Многие задают вопрос, в каком году Горбачев стал президентом. Он был назначен на эту должность в марте 1990 года. В то же время Статья 6 Конституции была изменена, чтобы лишить КПСС монополии на политическую власть.

Влияние правления Горбачева на советское общество

Усилия Горбачева по упорядочению коммунистической системы дали многообещающие результаты, но в конечном итоге оказались неуправляемыми и привели к каскаду событий, который в конечном итоге завершился распадом Советского Союза. Первоначально задуманная, как инструмент для поддержки советской экономики, политика перестройки и гласности вскоре привела к непреднамеренным последствиям.

В результате политики гласности Коммунистическая партия потеряла свою абсолютную власть над СМИ. Вскоре, к большому смущению властей, СМИ начали разоблачать серьезные социальные и экономические проблемы, которые советское правительство давно отрицало и активно скрывало. Проблемы с повышенным вниманием включали: плохое жилье, алкоголизм, злоупотребление наркотиками, загрязнение окружающей среды, устаревшие фабрики сталинской эпохи и мелкая коррупция, которую официальные СМИ игнорировали.

СМИ сообщают также о преступлениях, совершенных Иосифом Сталиным и советским режимом в период его правления, таких как создание ГУЛАГа и большой террор, которые не освещались официальными СМИ. Более того, продолжающаяся война в Афганистане и неправильные действия по предотвращению чернобыльской катастрофы в 1986 году еще больше подорвала авторитет советского правительства в то время, когда недовольство росло.

В целом позитивный взгляд на советскую жизнь, давно представляемый публике официальными средствами массовой информации, быстро угасал, а негативные аспекты жизни в Советском Союзе оказались в центре внимания. Это подорвало веру общественности в советскую систему и в базу социальной власти Коммунистической партии, угрожая идентичности и целостности самого Советского Союза.

Отношения со странами Варшавского договора

Напряженные отношения между членами Варшавского пакта и нестабильность западных союзников Советского Союза также сыграли важную роль. К 1989 году, следуя своей доктрине «нового политического мышления», Горбачев отверг учение Брежнева в пользу невмешательства во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору («Доктрина Синатры»).

Постепенно каждая из стран Варшавского договора увидела, что их коммунистические правительства перешли к всеобщим выборам и, как в случае Румынии, пришли к насильственному восстанию. К 1990 году правительства Болгарии, Чехословакии, Восточной Германии, Венгрии, Польши, а также Румынии, которым была навязана идеология Советского Союза после Второй мировой войны, начали терять свою власть.

Румынская революция 1989

Влияние правления Горбачева на республики в составе СССР

Советский Союз также начал переживать потрясения. Несмотря на усилия по сдерживанию, протесты в Восточной Европе неизбежно распространились на национальности в составе СССР. На выборах в региональные собрания республик Советского Союза националисты, а также радикальные реформаторы представляли большинство в совете. Поскольку Горбачев ослабил систему внутриполитических репрессий, способность центрального московского правительства СССР навязывать свою волю республикам, входящим в состав СССР, была в значительной степени подорвана. Массовые мирные протесты в Прибалтике, такие как "балтийский путь" и "поющая революция", привлекли международное внимание и поддержали движения за независимость в различных других регионах.

Подъем национализма под лозунгами свободы слова вскоре вновь пробудил этническую напряженность в различных советских республиках, что еще больше дискредитировало идеал единого советского народа. Один случай произошел в феврале 1988 года, когда правительство в Нагорном Карабахе (преимущественно армянский регион в Азербайджанской ССР) приняло резолюцию, призывающую к объединению с Армянской ССР. О насилии в отношении местных азербайджанцев сообщали по советскому телевидению, провоцируя массовые убийства армян в азербайджанском городе Сумгаит.

Погром в городе Сумгаит

Итоги экономических реформ

Общественное недовольство экономическими условиями было гораздо более явным, чем когда-либо прежде в советский период. Хотя перестройка считалась смелым действием в контексте советской истории, попытки Горбачева провести экономические реформы не были достаточно радикальными, чтобы возобновить хронически вялую экономику страны в конце 1980-х годов. Реформы внесли определенный вклад в децентрализацию, но Горбачев и его сторонники оставили в силе большинство фундаментальных элементов сталинской системы, включая контроль цен, неконвертируемость рубля и государственную монополию на большинство средств производства.

Стоимость всех потребительских товаров, произведенных в 1990 г., в розничных ценах составила около 459 млрд. руб. (2,1 трлн. долл. США). Тем не менее советское правительство утратило контроль над экономическими условиями. Государственные расходы резко возросли, поскольку растущее число убыточных предприятий нуждалось в государственной поддержке и субсидировании потребительских цен для продолжения работы.

Налоговые поступления сократились, поскольку местные органы власти удерживали их под предлогом растущего духа региональной автономии. Антиалкогольная кампания также сократила налоговые поступления, на которые в 1982 году приходилось около 12 % всех государственных доходов. Ликвидация центрального контроля над производственными решениями, особенно в секторе потребительских товаров, привела к разрушению традиционных отношений поставщик-производитель, не способствуя формированию новых.