Какое событие произошло 27 января 1904 года?

В 1904 году началась Русско-японская война. Предлагаем вашему вниманию информацию о сражении у Чемульпо, которое состоялось 27 января 1904 года, о разных версиях произошедшей в этот день трагедии русского флота. Много написано о подвиге русских моряков в неравном морском бою 27 января 1904 года. Есть даже знаменитая песня "Врагу не сдается наш гордый «Варяг»". Люди и нашего поколения ее слышали. Некоторые знают ее наизусть.

Ситуация перед морским сражением у порта Чемульпо

В январе русские корабли «Варяг» и «Кореец» стояли в порту Чемульпо для защиты дипломатической миссии России. Там же находились на рейде суда различных иностранных государств, включая Японию. Капитан «Варяга» Всеволод Федорович Руднев, а также русский посол не знали об официальном начале войны (с 24 января телеграфные сообщения задерживались японцами). Других способов передачи информации в то время не было.

«Варяг» и «Кореец» во время боя

Уже 25 января 1904 года началась высадка японцев в заливе Асанман, так как в Чемульпо им мешали стоявшие там русские корабли. В этот же день канонерская лодка «Кореец», получив донесение начальства, отправилась в Порт-Артур. Выйдя в море, она столкнулась с японской эскадрой из шести кораблей и была вынуждена возвратится назад в порт.

Ход морского боя

Согласно энциклопедическим данным, 26 января японский адмирал С. Уриу во главе своих кораблей блокировал стоявшие на рейде русские суда «Варяг» и «Кореец». 27 января 1904 г. в 11 часов 20 минут крейсер и канонерская лодка подняли якорь и пошли на прорыв из блокады. Через 25 минут японцы заметили их и открыли огонь.

Бой, начавшийся 27 января 1904 года, продолжался полтора часа. Русские моряки проявили воинскую доблесть и героизм. Раненые (в том числе и капитан первого ранга Руднев, командовавший «Варягом») не покидали своих постов. Бой был неравным. Русскому крейсеру и канонерской лодке противостояла мощная японская эскадра из 6 крейсеров и 8 миноносцев.

Японский корабль

Итоги сражения

«Варяг» получил серьезные повреждения и потерял четверть экипажа, а «Кореец» пострадал незначительно. Русские капитаны В.Ф. Руднев и Г.П. Беляев, приняли решение возвратится в порт Чемульпо. Командиры иностранных кораблей, также стоявших на рейде, передали им сообщение о том, что японская эскадра будет продолжать бой в порту. При этом могут пострадать суда государств, не участвующих в конфликте. Следовательно, наши моряки обязаны уйти в другую бухту.

В связи с этим Всеволодом Рудневым было принято решение затопить «Варяг», а канонерскую лодку взорвать, что и было сделано. Оставшиеся в живых после боя члены экипажей перебрались на суда других стран, находившиеся в бухте. Позже они вернулись на родину.

Корабль "Варяг" после битвы

Реакция властей

Существует мнение, что император Николай II не хотел начинать войну с поражения. Поэтому экипажи судов были награждены за героизм, проявленный в сражении у Чемульпо. Их офицеры получили даже георгиевские кресты, а матросы военные ордена. Торжественные встречи моряков «Варяга» и «Корейца» прошли в Одессе, Севастополе и столице, где их встречал лично глава государства.

Николай II учредил медаль о бое при Чемульпо. В 1912 году прах погибших моряков торжественно перезахоронили во Владивостоке и поставили памятник. Через 50 лет после событий 27 января 1904 года оставшихся в живых моряков с обоих судов разыскали и наградили медалями. Всего в течение 1954-1955 гг. наградили 50 человек, участвовавших в сражении у Чемульпо. А в 1956 году в городе Туле был поставлен памятник капитану В.Ф. Рудневу, который умер 7 июля 1913 года в деревне Мышенки Тульской губернии.

Взрыв «Корейца»

Версии о вине капитана «Варяга» в поражении у Чемульпо

Можно долго говорить о том бое, но есть неумолимые факты. Старший офицер крейсера «Варяг» Е.А. Беренс в своих воспоминаниях писал, что ожидал ареста и суда. Многие офицеры императорского флота не одобряли действий Всеволода Руднева, вменяли ему в вину то, что он не увел крейсер из бухты. Они считали, что, несмотря на мелководье порта Чемульпо и сложности рельефа дна, ночью во время прилива капитан крейсера мог бы уйти от прямого расстрела японцами и соединиться с основной русской эскадрой.

Исследователи, разбирая то, что произошло 27 января 1904 года, отмечали некоторые ошибки Всеволода Руднева. Он пошел на прорыв блокады в паре с канонерской лодкой, которая имела небольшую скорость и тем самым тормозила головной корабль. Несмотря на мощные орудия русского крейсера, японские корабли не получили повреждений. Поэтому как военные, так и ученые впоследствии обвиняли капитана Всеволода Руднева в непрофессионализме.

Завеса тайны долго окутывала события 27 января 1904 года, ибо все документы были засекречены до 1922 г. Многие вменяли в вину командиру «Варяга» то, что он не взорвал его, как «Корейца», а потопил на мелководье, объясняя свой поступок возможностью повреждения нейтральных судов. Это привело к тому, что крейсер был захвачен японцами и легко поднят ими. В дальнейшем «Варяг» использовался в качестве учебного корабля флота японской империи под именем «Соя». В 1915 году он был продан России.

Японцам при подъеме «Варяга» были захвачены Андреевские флаги и секретная документация, что говорит не в пользу Всеволода Руднева. Несмотря на награды за события 27 января 1904 года, капитан «Варяга» был вынужден подать в отставку. Флотский корпус не допустил в свои ряды Всеволода Руднева. Но не следует во всем винить его одного. Многое зависело от его начальников генерал-адъютанта адмирала Е.А. Алексеева и вице-адмирала О.А. Старка. Они не подготовили флот к войне с Японией. Отправив крейсер в Чемульпо, они просто подарили судно врагу.

Российские моряки перебираются на суда других государств

Версия о вине главы фирмы, построившей крейсер «Варяг»

Этот корабль построил американский бизнесмен Чарльз Крамп в 1901 году. Есть два противоположных мнения о его работе. Согласно первому, это высокотехнологичное судно, которое фактически подарил японцам капитан Руднев. Согласно второму, это некачественный корабль, на котором некоторые люди заработали деньги.

Как утверждают отдельные исследователи, оборудование и котлы «Варяга» были плохо сделаны американцами. Поэтому крейсер не мог идти с проектной скоростью 21 – 22 узла. Следовательно, он не имел возможности совершить прорыв из бухты Чемульпо.

Капитан В.Ф.Руднев

Заключение

Ответ на вопрос, какое событие произошло 27 января 1904 года, полностью не раскрыт. О тех событиях написано много воспоминаний. До сих пор ведется спор, было ли сражение в бухте Чемульпо подвигом, как его преподнесли в истории, раздав участникам награды. Сам император Японии Муцухито наградил Руднева орденом Восходящего солнца II степени за героизм, но Всеволод Федорович его не носил.

Согласно морскому уставу тех лет, сдача кораблей врагу или их затопление считалось преступлением. Командир «Варяга» был обязан вступить в бой. Можно предположить, что к сражению 27 января 1904 года привела беспечность, непрофессионализм, халатность и начальников Всеволода Руднева, и его самого. Командир «Варяга» мог бы избежать многих обвинений в свой адрес, взорвав свое судно, а не потопив его.