Основание Московского университета: год открытия
Открытие Московского университета в середине XVIII века стало знаменательным событием в отечественной истории и положило начало новой эпохи ‒ Просвещения. В первые за многие столетия Россия стала наравне соперничать в научном и кадровом потенциале с ведущими европейскими державами. История создания МГУ, одного из самых крупных и престижных учебных заведений на территории нашей страны, будет являться темой этой статьи. Приступим к изучению.
Предпосылки основания Московского университета
Большинство европейских держав сравнительно рано осознали необходимость создания высших учебных заведений. Самый старый университет, существующий поныне и принимающий студентов, был открыт в Болонье в 1088, что на территории современной Италии. Во Франции, спустя чуть меньше чем столетие, был открыт Парижский университет, в Англии - Оксфордский и Кембриджский в начале XIII века, в Испании – университет Саламанки в 1218 году.
А вот на Руси долгое время не наступало относительного затишья. С тех пор, как кануло в лету правление Ярослава Мудрого, державу стали раздирать междоусобные войны, юга разорялись половцами. Русь разделилась на княжества и через пару столетий пала под игом монголо-татар.
Двести лет раздробленное государство исправно платило дань, пока Ивану III не удалось окончательно вернуть стране независимость. Далее, согласно истории, Московское княжество объединяет земли Руси и присваивает ей новые, разбивая Астраханское и Казанское ханства и вступая в острую борьбу с Литвой и Польшей (с 1569 года они создают федерацию под названием Речь Посполитая). Таким образом, XVI век проходит в войнах за воссоединение земель и подавлением внешних врагов.
А затем смута. Конец династии, международные интервенции, самозванцы в Московском Кремле, освободительная война и начало династии Романовых. И снова восстановление прежних границ. Вторая половина XVII века проходит в атмосфере бунтов и народных волнений. И лишь к концу семнадцатого столетия царский престол переходит к Петру I, великому реформатору.
Реформы образования
Стоить отметить, что первое высшее учебное заведение было основано при Софье Алексеевне, старшей сестре Петра I. Славяно-греко-латинская академия была открыта в 1687 году по инициативе братьев-монахов Иоанникия и Софрония Лихудов. Именно это учреждение и закончил Михаил Васильевич Ломоносов, принимавший непосредственное участие в основании Московского университета, но об этом чуть позже.
Многочисленные заимствования Петром элементов европейской культуры выводят отстоящую державу в ряды передовых стран мира. Реформы охватили все аспекты жизни, превратив архаичное Русское Царство в динамично развивающуюся Российскую империю в 1721 году. Изменения коснулись и образования. В массовых масштабах начали издаваться книги, учебники, справочники, пособия, заработала первая российская газета «Ведомости». Под конец правления в знаменательном для отечественной истории 1721 году было открыт первый университет в России – Академический университет при Петербургской Академии наук.
Но потомки не сразу осознали значимость новых реформ, и темпы развития при новых престолонаследниках значительно снизились. Тем не менее, образование шло в массы, необходимость в специалистах все существеннее осознавалась императорским двором. Но идея основания МГУ пришла от простого крестьянина родом из Архангельской губернии.
«Универсальный человек»
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был первым крупным отечественным ученым-естествоведом. Его вклад в науку Российской империи сложно оценить: помимо инициативы основания Московского университета, ему принадлежит ряд открытий в физике, химии, астрономии, географии, геологии, приборостроении, металлургии. Мало того, Михаил Васильевич так же известен, как поэт, художник, филолог, генеалог и историограф, но с чего же все начиналось?
Как говорилось ранее, при Петре I прессовые станки стали печатать огромное количество учебных материалов. Ломоносов родился в середине правления Петра Великого, в самый разгар реформ. На руки маленькому Мише попались «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. Теоретические знания обогащались обильным опытом природных наблюдений, которого тот набирался, добывая рыбу вблизи территорий северного полярного круга.
В девятнадцатилетнем возрасте Ломоносов сбегает из отчего дома с повозкой рыбаков, направляющейся в Москву, и уже в январе 1731 года оказывается в исторической столице. Целью молодого авантюриста было поступление в Славяно-греко-латинскую академию, где пытливый ум мог насытиться обширными знаниями по философии, иностранным языкам, богословию. Последнее серьезного волновало молодого ученого, и отдельный период жизни Ломоносов стремился стать священником.
Поступить на высшее образование крестьянскому сыну в те времена было невозможно, поэтому об истинном происхождении Михаил Васильевич умолчал. Через 4 года правда вскроется, но из-за феноменальных успехов в учебе решение об отчислении студента так и не было принято.
Из Славяно-греко-латинской академии Ломоносова переводят сначала в Киево-Могилянскую академию, затем в Петербургскую Академию наук. Дальнейшее образование продолжится за границей, и лишь в 1741 году ученый вернется в Петербург для работы на благо родины.
Несколько лет на должности сначала адъюнкта, а позже профессора, Михаил Васильевич плодотворно работает над развитием образования, печатает научные трактаты, приобретает репутацию при императорском дворе. В 50-х годах XVIII века Ломоносов сближается с фаворитом императрицы и покровителем наук Иваном Ивановичем Шуваловым. Это знакомство сыграет решающую роль в учреждении Московского университета.
Дата учреждения
Совместно с Шуваловым Ломоносов с 1753 года активно работает над проектом создания Московского университета. Императрица Елизавета Петровна 25 января 1755 года подписывает соответствующий указ. Этот день считается датой основания МГУ. Также традиционно 25 января проходят студенческие гуляния известные в Татьянин день. Стоит отметить, что они тоже связаны с открытием Московского университета.
Кураторами учебного заведения стали Иван Иванович Шувалов и Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост, придворный медик самого Петра I и первый президент Петербургской Академии наук. Должность первого директора досталась Алексею Михайловичу Аргамакову, хорошо зарекомендовавшему себя на государственной службе.
Первыми преподавателями вуза были почти все иностранцами. С даты основания Московского университета Ломоносов хлопотал о замещении их на отечественных профессоров, а занятия проходили на родном языке, чтобы развивать российскую науку. При жизни он услышан не был, и лишь в 1768 году Екатерина II указом утвердила волю ученого.
Московский университет был основан в период усиления дворянства, но вопреки этому в его стены принимали людей из любых сословий, при наличии таланта и желания учиться. Именно о таком и мечтал когда-то Петр Великий.
Учебный процесс
Московский университет в 18 веке был не таким крупным, каким мы его знаем сейчас. С момента открытия в нем числилось 100 студентов, только 30 из которых получало государственное жалованье. Стипендия тогда составляла 40 рублей в год, остальные выживали на собственные средства. Дела были настолько плохи, что в протоколе конференции университета от 1759 года значилось: «Одной из причин, препятствовавших успешности занятий, было отсутствие учебников, которыми казеннокоштные не могли обзавестись по бедности».
В 1785 году количество студентов и того уменьшилось до 85. Профессорский состав насчитывал 10 человек, которые преподавали на трех факультетах: философском, юридическом и медицинском. Среди обязательных дисциплин числились:
- философия;
- физика;
- красноречие;
- история;
- всеобщая юриспруденция;
- российская юриспруденция;
- политика;
- химия;
- натуральная история;
- анатомия.
Выходных было как и сейчас два дня в неделю. Каждый месяц проходили открытые диспуты, где студенты упражнялись в публичных выступлениях и закрепляли знания, полученные на лекциях.
Смешанный состав студентов не вязался с сословным общественным строем, господствовавшим в те времена. Крепостных не пускали не принимали на занятия, но бедные слои присутствовали в университете, содержание которых осуществлялась за счет государства. По окончании вуза выпускникам вручался аттестат, по которому они поступали на госслужбу.
Обратная сторона медали
Интересный факт из истории Московского университета: имя Михаила Васильевича вуз стал носить лишь с мая 1940 года, отметив 185-летний юбилей. При жизни Ломоносов не упоминался в официальных документах МГУ. Отсюда возникло мнение, оглашенное историком Михаилом Тимофеевичем Белявским, что фаворит императрицы Шувалов нагло присвоил славу Ломоносовского проекта и даже в какой-то степени подпортил его, введя иностранную профессуру.
Особый статус
Московский университет с 1755 года находился под пристальным вниманием императорской короны. На деньги, полученные от государственных дотаций и меценатства, приобретались мундиры и сапоги для студентов, книги, приборы, научные коллекции.
Год спустя после основания Московского университета при нем стала выпускаться одна из самых популярных газет того времени. Возможно, читатели помнят ее название? Если нет, то речь идет о «Московских ведомостях». Выпуск газеты стал возможен благодаря открытию типографии и книжной лавки при здании вуза. Вузовская библиотека на протяжении века оставалась единственным местом, где население беспрепятственно могло пользоваться литературой.
Развитие Московского университета в 18 веке сопровождалось расширением территории и строительством новых зданий. При Екатерине II вуз переезжает на Моховую улицу из «Аптекарского дома» у Воскресенских ворот, занятого ранее. В 1779 году ректором вуза Михаилом Матвеевичем Херасковым было образован благородный пансион, куда попадали наиболее привилегированные слои общества.
Также признаком особого положения университета было его прямое подчинение Правительствующему сенату.
Внеучебная деятельность
Во второй половине 18 века при Московском университете появляются первые научные сообщества, среди которых:
- «Вольное российское собрание», чьей целью было обогащение и исправление русского языка;
- «Собрание университетских питомцем», где происходило чтение и обсуждение различных литературных произведений;
- «Дружеское ученое сообщество», которое занималось изданием «полезных» книг и формированием грамотного преподавательского состава;
- «Общество любителей учености», целью которого являлось распространение наук.
Чуть позже, уже в 19 веке, когда университет станет приобретать статус самого престижного учебного заведения, при нем будут функционировать уже свыше десятка таких сообществ.
Военная подготовка
С момента основания Московского университета вместе с научной подготовкой студенты проходили подготовку военную, образуя по весне потешный батальон. Смотр войск проводил военный комендант либо командир местного полка.
Обучение приравнивалось к прохождению военной службы. Конец курса знаменовался получением выпускником младшей офицерской должности. Помимо этого, за соблюдением дисциплины и усердие в учебе студенты могли получить право на личное дворянство.
Императорский университет
С 1804 года при Александре I вуз получает официальный статус Императорского университета. Это не единичное изменение. Новый устав того года назначил Министерство народного просвещения высшей инстанцией для МГУ, кураторов сменили попечители, первым из которых стал Михаил Никитич Муравьев. Ректора стали избирать профессорским составом, деканы факультетов тоже подлежали избранию. Управление университетом с 1804 года осуществлялось Сенатом университета – новым органом, членами которого являлся коллектив педагогов заведения и ректор.
Огромные изменения затронули внутреннюю структуру МГУ. Во время основания Московского университета, как уже упоминалось ранее, числилось 3 факультета и 10 кафедр. С 1804 года количество направлений увеличилось до четырех, куда входили:
- отделение нравственных и политических наук;
- отделение физико-математических наук;
- отделение словесных наук;
- отделение врачебных и медицинских наук.
Количество кафедр увеличилось почти в 3 раза, до 28 предметов. Для привлечения внимания к университету были созданы открытые курсы по физике, истории Европы, торговому праву, естественной истории, что значительно увеличило влияние вуза. Количество студентов удвоилось к началу Отечественной войны 1812 года.
Тяжелое испытание
Со 2 по 6 сентября 1812 года Москва горела. Горело все: жилые дома, Кремль и здания университета. Организация эвакуации оставляла желать лучшего, поэтому ценные коллекции, приборы, то есть почти все университетское добро, было сожжено в пламени пожара. Отдельные экспонаты собственноручно увезли сотрудники МГУ из опустевшей столицы.
Несмотря на колоссальное разорение, которому подверглась историческая столица России, в том числе и МГУ, уже через год занятия на всех факультетах возобновились, а из руин зданий были воздвигнуты новые.
Благодаря щедрым пожертвованиям и хорошему финансированию работа университета была налажена, а коллекции и библиотека стали стремительно пополняться. Количество учащихся возросло до 695 человек на 1822 год, что более чем три раза превышало довоенный показатель.
От Николая I до нынешних времен
Восстание декабристов 1825 года неблагоприятно отразилось на императорской политики по отношению к МГУ. Видя в образованной молодежи потенциальных бунтарей, Николай I значительно ограничил автономию университета, количество принимаемых студентов стало строго ограниченным. Но несмотря на это, количество кафедр растет, а научная деятельность достигает своего расцвета.
Александр II, сменив своего отца на престоле, вошел в историю, как освободитель. Продолжая традиции Петра Великого, он проводит коренные изменения во сферах общественной жизни Российской империи, самым громким из которых является отмена крепостного права. Политика в отношении населения смягчается, Московский университет получает вновь относительную независимость. Неуклонными темпами растут количество студентов и их уровень жизни, количество преподаваемых предметов и качество преподавания, библиотека разрастается до коллекции в 200 000 томов, активно действуют научные сообщества.
Начало XX века характеризовалось высокой общественной напряженностью. Аудитории университета стали активной площадки для сходок и митингов. Серия конфликтов с правительством сменяется революцией, полностью меняющей структуру и состав преподавателей МГУ. «Опасные для режима» эмигрируют за границу, предметы и материалы адаптируют под идеологию социализма. В дальнейшем наблюдается строятся новые университетские здания, значительно увеличивается количество учащихся в рамках повышения уровня образования населения. При Сталине возводится современное высотное здание МГУ на Воробьевых горах. Московский университет становится всесоюзным научным центром.
С развалом Советского союза статус самого престижного вуза России остается за МГУ. В странах СНГ открываются филиалы вуза. Привилегированное положение, введенное для Московского университета с 1755 года, по-прежнему остается. Права его включают создание собственных образовательных стандартов, самостоятельное присуждение ученых степеней и многое другое.
Московский университет с момента его открытия можно поистине считать одним из центров мировой культуры и науки. На 40 факультетах обучаются свыше 45 000 человек со всех регионов страны. Масштабы научной деятельности вуза невозможно сравнить с другими учебными заведениями. Огромная роль, отведенная в истории российской науки МГУ, по-прежнему остается за ним. Вуз служит местом концентрации передовых мыслей, открытий, исследований в пределах всей страны.
Теперь вам известно не только, в каком году был открыт Московский университет, но и многие другие любопытные факты о важнейшем вузе страны.