Блокада Ленинграда: дата начала и окончания, исторический ход событий
В годы Великой Отечественной войны город на Неве стал одним из первых стратегических объектов вермахта на уничтожение. Помимо вывода из строя промышленности и ликвидации баз Балтийского флота, его падение должно было обеспечить эффективность маневра стратегическими резервами, чтобы большая часть немецких войск армии «Север» смогла развернуться в южном направлении и обрушиться на центральные районы СССР. 8 июля 1941 года в дневнике генерал-полковника Ф. Гальдера, начальника немецкого Генштаба, была сделана запись о том, что Ленинград и Москва должны быть сравнены с землей, а их жители истреблены. Вероятность сдачи Северной столицы допускало также и советское руководство, однако вопреки всем прогнозам и ожиданиям она сумела выстоять. В статье речь пойдет о самой продолжительной осаде в истории человечества – блокаде Ленинграда, о датах начала и конца серьезных испытаний города-героя.
Планы рейха
Захвату Ленинграда командование немецко-фашистских войск придавало особое значение. По их планам крупный индустриальный и научно-культурный центр СССР должен был первым пасть перед взятием Москвы. Расчет шел, таким образом, на достижение большего политического эффекта. Ленинградское направление, по сценарию «Барбаросса», было отмечено как одно из основных (вместе с Московским и Киевским), на котором планировалось вероломное вторжение войск Третьего рейха в пределы Советского Союза. И самой главной целью интервенции, безусловно, являлась столица, падение которой привело бы к неизбежной капитуляции СССР и окончанию войны.
По приказу фюрера город Ленина надлежало взять в тесное окружение, после чего предать уничтожению измором и артобстрелами с воздуха. Собственно, это сделало его судьбу в военной истории довольно уникальной: осада Ленинграда не подразумевала его взятие. Высшее командование рейха издало специальную директиву, что любое решение о капитуляции надлежит отклонять. Гитлеровские намерения не оставляли городу никакого будущего, что и озвучивалось неоднократно. Ко всему прочему подобные заявления делало и руководство Финляндии, союзник Германии в военных операциях по Ленинградской блокаде.
Согласно немецкому плану «Ост», советский Ленинград должен был исчезнуть, а освободившиеся земли Ингерманландии определялись для поселения немецких колонистов.
Оборона на подступах к Ленинграду
Благодаря значительному превосходству в численности и технике продвижение гитлеровской армии на территорию СССР шло невероятными темпами. Сломив сопротивление в Прибалтике, войска Германии 10 июля 1941 года начали форсирование к Ленинграду на юго-западных подступах. Также в конце июня финская армия перешла к открытым военным действиям против Советского Союза, начав свое наступление на Карельском перешейке.
Серьезным препятствием для фашистов на пути к стратегическому городу стала Луга. Упорное сопротивление советских войск сумело приостановить триумфальное шествие германской армии на этом участке. Однако к середине августа захватчикам удалось обогнуть этот рубеж с запада и через болотистую местность выйти на оперативный простор. Дальнейший путь к Ленинграду преодолевался фактически без особого сопротивления, лишь на ближних подступах к городу развернулись ожесточенные бои.
19 августа был оккупирован Новгород, 20 августа – Чудово, затем перерезано шоссе Москва – Ленинград. Прорвавшись 28 августа на станцию Мга, фашисты отрезали от Северной столицы последнее железнодорожное сообщение, связывающее ее со страной. 8 сентября, после взятия Шлиссельбурга (Петрокрепость) на Ладожском озере, кольцо окружения окончательно сомкнулось, что и ознаменовало начало блокады Ленинграда. Дата падения последнего укрепления на пути к городу стала исходной точкой самого скорбного времени.
Стоит добавить, что немецким войскам так и не удалось прорваться через Неву для воссоединения с частями финской армии, укрепившимися на Карельском перешейке. Дивизии Красной Армии в районе Невской Дубровки ("Невский пятачок") оказали сопротивление и удержали плацдарм. В связи с этим дальнейшие операции стали разворачиваться вдоль левого берега Невы.
Ленинград: начало блокады
Сдать город Ленина врагу для советских людей было просто немыслимым, поэтому бои на его южных окраинах отличались особым упорством и героизмом. После неудавшихся попыток сломить оборону войск Ленинградского фронта внутри кольца противник приступил к активным бомбардировкам и артиллерийским обстрелам местности. Вместе с пригородными районами в осадном положении оказалось более 2,8 млн человек, все пути для эвакуации были отрезаны. Только небольшая водная полоса по Ладожскому озеру (Дорога жизни) соединяла оккупированный город с государством, но и она непрерывно находилась под артиллерийским и авиационным воздействием вражеских сил.
В первые дни, когда началась блокада Ленинграда, бомбардировка с воздуха привела к возгоранию важных городских объектов, в числе которых оказались и немногочисленные продуктовые базы. Сразу остро встал вопрос об организации продовольственного обеспечения жителей и воинских частей, поскольку оставшийся резерв покрывал лишь месяц. Поначалу снабжение города удавалось осуществить посредством авиации, а также водным путем через Ладогу. Однако уже в октябре положение приобрело бедственный характер, а затем дошло и до критического.
Голод оказался самым важным фактором, определившим дальнейшую судьбу Ленинграда. Блокада, введенная германским руководством, была намеренно организована для вымирания всего городского населения.
125 грамм
Воспоминания, письма и дневники людей открыли миру страшную картину самых черных дней осажденного города. Если в октябре 1941 года жители Ленинграда могли только чувствовать нехватку продовольствия, то уже в ноябре отмечались случаи потери сознания и смертельного исхода от истощения. Введенная карточная система нормы выдачи продовольствия периодически урезалась. С 20 ноября ежедневный паек сократился до предельного минимума, не обеспечивая и малой доли физиологических потребностей. Для рабочих это было 250 грамм хлеба, для служащих, детей и стариков – 125 грамм. Как отметил историк Сергей Яров, в городе наступило «смертное время».
Ранняя зима 1941-1942 года принесла новые бедствия: городской транспорт стоял, закончились запасы топлива, население осталось без света и питьевой воды. Отсутствие отопления привело к тому, что стали сжигать мебель и книги, на дрова разбирали всевозможные деревянные постройки. Материальные ценности потеряли всякую значимость, люди искали только одно – способ прокормиться. Быстро исчезли домашние животные, выловлены птицы. Всевозможными ухищрениями, в числе которых были и суррогаты (столярный клей, кожа и жмых), ленинградцы пытались поддерживать свой организм и заглушать голод. Тем не менее от дистрофии, холода и всевозможных инфекций люди умирали тысячами, и их не успевали погребать; трупы лежали прямо на улицах. Все чаще стали проявляться случаи каннибализма и разбоя.
С 19 декабря 1941 года по 1 марта 1942 года на улицах были подобраны 261 тыс. умерших и более 9 тыс. крайне истощенных людей. О самых тяжелых днях блокады Ленинграда кратко, но емко написал в своем дневнике архитектор А. Никольский: «Смерти уже не потрясают. Нервы притупились... Но сдавать город нельзя».
Единственная артерия
Войскам Красной Армии удалось удержать юго-западный берег Ладоги. И эта дорога стала единственной артерией, соединявшей Ленинград со всей страной. Вражеские силы всячески стремились оборвать ее, но жизнь города, так или иначе, не переставала поддерживаться. Продовольствие и грузы тоннами переправлялись судами, в зимний период их заменяли грузовики.
Первые баржи с провизией прибыли к окруженному городу 12 сентября 1941 года и продолжали ходить до поздней осени, пока судоходство стало невозможным. Каждый рейс приравнивался к подвигу: неприятельская авиация беспрерывно совершала налеты, а погодные условия часто оставляли желать лучшего. 20 ноября по застывшему Ладожскому озеру отправили пробный конно-санный обоз, а уже через два дня по нему двигалась колонна грузовиков с продовольствием. Загруженность машин была относительно небольшой (2-3 мешка), но лед не всегда выдерживал, и нередки случаи, когда они шли ко дну. До самой весны продолжались смертельно опасные рейсы. Дорога № 101, как именовали эту трассу, дала возможность увеличить продуктовый паек населению и эвакуировать множество людей на «Большую землю».
В суровые дни блокады, сколько Ленинград находился в плотном кольце, именно благодаря Ладожской трассе сотни тысяч людей смогли выжить. В настоящее время на берегу озера работает музей, который так и называется – "Дорога жизни".
Помощь фронту
Будучи в блокаде, Ленинград не просто выживал, но усиленно трудился, помогая фронту. Рабочие коллективы реализовывали производственные задачи в очень непростых условиях. Как бы ни было тяжело, город понимал, что предприятия оборонного значения ни в коем случае не должны останавливаться.
В Северной столице выпускали около 150 видов оружия, боеприпасы, средства связи и различные наименования инженерного имущества. Производимые артиллерийские системы помимо Балтийского направлялись на Северный и Черноморский флоты. В конце 1943 года в «Правде» было отмечено, что город, вопреки своему сложному положению, остается одним из основных поставщиков вооружения и боеприпасов на фронт. При этом нельзя не упомянуть детский вклад в оборону. Сколько была блокада Ленинграда, столько дети трудились вместе со всеми, собирая металлолом для изготовления боеприпасов и пустые емкости для расфасовки горючей смеси.
Однако ленинградцы не только производили военную технику. Сотни тысяч людей, невзирая на голод, направлялись на городские окраины, чтобы поднимать оборонительные сооружения. Город Ленина все больше представлял собой единый укрепленный район: более 4 тыс. дотов и дзотов, 22 тыс. огневых точек в зданиях, свыше 35 км протяженность баррикад и противотанковых заграждений. Для противодействия вражеской артиллерии в 1942 году был проведен комплекс соответствующих мероприятий по контрбатарейной борьбе и упрочению позиций. В отрядах противовоздушной обороны города были задействованы 300 тыс. человек, которые бдительно несли вахту на крышах жилых зданий, предприятиях, во дворах домов.
Город на Неве стал примером мужества для всего государства. Советский народ понимал: если держится Ленинград, значит, смогут выдержать все.
Непобедимый город
Изо дня в день жители осажденного города проявляли не только мужество и героизм, но и несокрушимую силу человеческого духа. Они не просто пытались выжить, ленинградцы продолжали творить, сохранять и защищать ценности мирового искусства. В то мрачное время создавались такие шедевры, которые и через многие годы будут вызывать восхищение и искреннюю признательность потомков. Ленинград оставался непобедим. Продолжали работать школы, детские сады, музеи, театры, филармония. Знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которая позже стала величаться Ленинградской, была рождена в этом славном городе. Ставшая символом героического сопротивления, она впервые была исполнена 9 августа 1942 года музыкантами Ленинградского симфонического оркестра Карла Элиасберга.
Выступления творческих групп и отдельных исполнителей в годы Великой Отечественной войны возымели особую значимость. Артисты позитивно влияли на боевой дух солдат, отогревали души и сердца всем тем, кто долгое время жил под грохот канонады. Так, коллектив из девчонок и мальчишек под руководством Аркадия Обранта, балетмейстера Дворца пионеров, дал на передовой более 3 тыс. концертов. Дом радио голосом Ольги Берггольц своими передачами и стихами не переставал вселять в людей надежду, разделяя с ними самые мрачные дни блокады.
Сколько Ленинград ни бомбили, он продолжал петь, танцевать и творить прекрасное. А 31 мая 1942 года на футбольном поле стадиона «Динамо» состоялся дружеский матч между рабочими и военнослужащими Ленинградского фронта. Полгода спустя на пруду стадиона им. Ленина был открыт каток, на лед которого вышли хоккеисты команды «Динамо». Осажденный город никогда не забывал, что есть совсем другая жизнь, жизнь под мирным небом, и за нее надо бороться.
Операция «Искра» и снятие блокады
Зима 1942-1943 года существенно перекроила положение на фронте в пользу Советского Союза (Сталинградская битва). Войска Красной Армии вели наступления на всех направлениях, исключением не стало и северо-западное. В ходе спецоперации «Искра» формирования Волховского фронта встретились с Ленинградским 18 января 1943 года, прорвав сплошное кольцо блокады Ленинграда. Дата встречи войск положила начало последующему освобождению города. Через две недели после прорыва по отвоеванному коридору были запущены железная и автомобильная дороги, с символичным названием «Дороги Победы». Это привело к улучшению продовольственного снабжения населения, сведя смертность к низким показателям.
В начале 1944 года стратегическая инициатива уже полностью была за Красной армией. Немецкие войска несли серьезные потери и были вынуждены перейти к непосредственной обороне. 14 января 1944 года Ленинградский фронт совместно с Волховским и 2-м Прибалтийским начали Ленинградско-Новгородскую операцию, по итогам которой крупные силы вермахта потеряли свои устоявшиеся позиции, а Новгород, Луга и Красногвардейск (Гатчина) получили освобождение. Фашистские дивизии были отброшены на сотни километров от города Ленина и продолжали свое отступление.
Таким образом, блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня, была полностью снята 27 января 1944 года.
Вечная память
Следы пережитого «смертного времени» навсегда запечатлелись на облике города и в народной памяти. По проходящей линии фронта ныне протянут Зеленый пояс Славы, где мемориальные рощи, сады, памятники и прочие сооружения воздвигнуты в честь тех, кто положил жизнь у стен Ленинграда.
Почти 90 улиц, проспектов и площадей Северной столицы получили имена защитников и памятных мест обороны. Участникам блокады посвящены архитектурные ансамбли Пискаревского и Серафимского кладбищ. Также в ознаменование победы были разбиты соответствующие парки: Приморский на Крестовском острове и Московский, где в довоенное время находился кирпичный завод, ставший крематорием в осадные годы. Теперь здесь сооружена часовня, а на центральной аллее учреждены памятники ленинградцам, Героям Советского Союза и социалистического труда.
Перед всем миром город на Неве предстал как непоколебимый столп величайшего мужества, стойкости и героизма. Этот факт признавало и военное руководство Третьего рейха. Президент США Ф. Рузвельт наградил его особой грамотой. Лондонские СМИ вещали, что своей самоотверженностью Ленинград вписал одну из самых знаменательных страниц в историю мировой войны, поскольку его несгибаемость внесла значительный вклад в победу над фашистской Германией.
Факты "смертного времени"
- В историю блокады Ленинграда метроном вошел как памятник сопротивления населения. Его стук, передаваемый через радио, называли сердцем города: быстрый ритм – воздушная тревога, медленный – отбой.
- Для реализации своего замысла командование вермахта бросило на подступ к Ленинграду более 40 отборных формирований, 1000 танков и 1500 самолетов.
- По подсчетам доктора исторических наук профессора Г. Л. Соболева, количество захороненных за годы блокады Ленинграда составило примерно 1 млн 200 тыс. человек.
- За весь период осады вражескими силами по городу было выпущено около 150 тыс. снарядов и сброшено свыше 107 тыс. зажигательных и фугасных бомб.
- По документам Центрального военно-морского архива было установлено, что по Дороге жизни было переправлено около 2,3 млн тонн грузов и эвакуировано (за 500 дней) более 1 млн 376 тыс. человек.