Княгиня Ольга и крещение Руси. В каком году княгиня Ольга приняла христианство?

Согласно хронологии, указанной в летописях, современные историки считают, что крещение Руси относится к 988 году. Эта дата рассматривается и как начало церковной истории в России. Заслуга в осуществлении этого деяния принадлежит Владимиру Красно Солнышко. Но очень часто мы слышим о связи крещения Руси князем Владимиром с княгиней Ольгой, которая приходилась ему бабкой.

Несмотря на то что в начале своего княжения упомянутый правитель был язычником, его семья имела отношение к христианской религии. Так, его мать, супруга князя Святослава, которую звали Малуша, была крещена вместе с Ольгой в Константинополе. Таким образом, у события, сыгравшего огромную роль в истории русского государства, была подготовленная почва. Подробно о предпосылках крещения Владимиром Руси и княгине Ольге, ее роли в подготовке к принятию христианства будет рассказано в статье.

Первая святая на Руси

святая княгиня Ольга

Прежде чем разобраться, как связано крещение Руси князем Владимиром с Ольгой, его бабкой, рассмотрим некоторые факты из ее биографии. Она правила русичами в продолжение 15 лет. В этот период она предприняла ряд реформ, которые укрепили государство. Христианкой княгиня стала еще до 988 года и почитается как первая русская святая.

В летописях можно встретить немало связанных с ней загадок и хронологических разночтений, но большинство имеющихся там фактов позволяет говорить об их исторической достоверности. Ольга родилась недалеко от Пскова, но в каком году – неизвестно. Впервые она упоминается в рассказе о ее вступлении в брак с Игорем, киевским князем.

После этого о ней говорится в русско-византийском договоре, относящемся к 944 году. Через год Игорь погиб, будучи убитым древлянами, и Ольга стала править Русью. Ей подчинилась дружина мужа, признав представительницей трехлетнего Святослава, законного престолонаследника. При этом Ольга жестоко отомстила древлянам, предприняв против них военный поход.

Правление княгини

Разбираясь в вопросе об отношении княгини Ольги к крещению Руси, нужно отметить, что в летописях много рассказывается о том, что она неустанно находилась в «хождениях» по русским землям. Она занималась построением политической и хозяйственной жизни в государстве. Среди ее достижений отмечаются:

  1. Укрепление власти Киевского князя.
  2. Усовершенствование системы взимания налогов.
  3. Централизация управления при помощи системы погостов.

Погосты в то время являлись на Руси административно-территориальными единицами, они ассоциировались с местом, где останавливался князь с дружиной во время сбора дани. Оно называлось погостьем, своего рода постоялым двором, образовавшись от слов «гость», «гостить». Позднее в эти единицы стали входить несколько населенных пунктов, а еще так называли центры этих поселений. С распространением христианства в них стали строиться церкви.

Что сказано в житии?

Святая Ольга

Продолжая рассмотрение вопроса о крещении Руси и Ольге как ее правительнице, первой в стране, официально принявшей христианство, нужно сказать, что о ее трудах в житии говорится следующее. Правила она подвластными землями как разумный и сильный мужчина. Она твердо держала в руках бразды правления и мужественно защищала страну от вражеских набегов. Недруги боялись ее, а свои люди любили. Во всех управленческих делах она проявляла мудрость и дальновидность.

Ольга была в душе милосердной, помогала малоимущим, убогим и нищим. Справедливые просьбы быстро доходили до ее сердца, и она их исполняла. Под ее руководством государство росло и укреплялось. Шло строительство городов, которые окружались дубовыми и каменными стенами.

Во время правления Ольги были установлены первые государственные границы Киевской Руси. Богатырские заставы, о которых говорится в былинах, охраняли мирную жизнь и от кочевников, нападавших с востока, и от западных набегов. На Русь с товарами ехали чужеземные купцы. В русское войско с большой охотой вступали скандинавские наемники. Постепенно Русь превращалась в великую державу.

Предпосылки крещения Руси

Княжна Ольга, будучи мудрой правительницей, понимала, что ее забот о жизни государства недостаточно для того, чтобы окончательно объединить страну. Она все еще состояла из разрозненных частей как территориально, так и духовно - народ поклонялся разнообразным языческим богам.

В второй половине 10-го века Русь оставалась государством, где княжеская власть не была прочной, она удерживалась только с использованием военной силы. Чтобы ее укрепить, было необходимо создавать централизованное государство. Пестрота верований, в числе других причин, мешала этому процессу. Нужна была общегосударственная идеология.

Говоря об Ольге и крещении Руси, нельзя забывать, что многие из соседей, окружавших Древнюю Русь, уже определились с общей религией. Чтобы выделиться среди прочих «варварских» народов, нужно было повышать авторитет Киевского государства. А также следовало налаживать более прочные связи с христианским миром. Ольга понимала это и так же, как и позднее ее внук Владимир Святославович, присматривалась к различным религиям. Она стала подумывать о византийской вере. С чем это было связано? Выбор этот нельзя назвать случайным.

Взгляд в сторону Византии

Говоря о связи Ольги с крещением Руси, следует подчеркнуть, что в ее правление среди славянского населения росло число тех, кто принял христианство. В 944 году князем Игорем с Константинополем был заключен мирный договор, где упоминается о «русских христианах», а также о лицах, принявших крещение.

Византия оказывала на Русь очень большое культурное влияние. Киев и Константинополь находились в давних торговых и дипломатических связях. Кроме того, налаживание тесного взаимодействия с могущественной Византийской державой могло помочь в деле укрепления великокняжеской власти и авторитета Киевской Руси.

Таким образом, о крещении Руси Ольга и Владимир мыслили в одном направлении, что станет понятным по прошествии нескольких десятилетий. Они понимали, что государство нуждается в религии, которая объединит отдельные части страны в одно целое, что должно предотвратить ее распад. И их взоры были обращены в сторону Византии.

Крещена именем Елена

Святая Елена

Предварительно определившись со взглядом на крещение Руси, Ольга снарядила большой флот и отправилась в Константинополь. Свое путешествие она рассматривала одновременно и в качестве религиозного паломничества, и в качестве дипломатической миссии, и в качестве демонстрации военного могущества Руси.

Рассматривая вопрос о том, в каком году Ольга приняла христианство, нужно сказать, что однозначного ответа на него пока нет. Если ориентироваться на «Повесть временных лет», то там это событие относится к 955 году, и говорится, что оно свершилось в Константинополе.

При этом отмечается, что ее лично окрестил император Константин VII вместе с патриархом Феофилактом. В крещении ее нарекли Еленой – так же, как и царицу, мать императора Константина I, жившую в 3-4-м веках.

Она прославилась благодаря деятельности, связанной с распространением христианства и проведением раскопок в Иерусалиме, в процессе которых были обретены реликвии, связанные со Страстями Господними. Рядом церквей Елена почитается как равноапостольная святая.

Отвергла притязания императора

И в этой летописи, и в житии обстоятельства крещения украшены историей о том, что мудрой Ольге удалось перехитрить византийского правителя. Он был поражен ее мудростью и красотой и захотел взять ее в жены. Но она отмела его притязания, сказав, что она язычница и христианину не подобает свататься к ней.

Тогда царь с патриархом и окрестили ее. И император вновь приступил к обхаживанию княгини. Но правительница Руси не преминула заметить, что она крестная дочь царя, а христианские каноны не допускают подобных браков.

Правитель Византии щедро наградил ее и с миром отпустил домой. Рассказ, изложенный в ПВЛ, ассоциируется с историей о визите к Соломону царицы Савской, он проникнут библейским символизмом. И по этой причине специалисты считают, что его сложно назвать аутентичным.

Что известно из сочинения «О церемониях»?

Константин Багрянородный

Продолжая рассуждение о том, в каком году княгиня Ольга приняла христианство, следует рассмотреть и сведения из византийских источников. Одним из них является сочинение «О церемониях», принадлежащее перу Константина Багрянородного.

Там говорится лишь о единственном посещении Ольгой Константинополя, оно описано довольно подробно, но при этом отсутствует указание на год, в котором произошло данное событие. Но император обозначил две даты официальных приемов. Первая из них – 9 сентября, среда, – в честь прибытия княгини, а вторая – 18 октября, воскресенье. Такое сочетание наблюдалось в 946 и 957 годах.

В этом источнике повествуется о длительном пребывании княгини в византийской столице. При описании приема упоминаются два василевса – Константин и его сын Роман II Младший, который стал формальным соправителем в 945 году.

То, что говорится о присутствии на церемонии детей Романа, который родился в 938 году, свидетельствует в пользу 957 года, что является вторым вариантом ответа на вопрос, в каком году Ольга приняла христианство. Эта версия рассматривается историками в качестве достоверной и на сегодняшний день является общепринятой.

Что сообщает Продолжатель Регино Прюмского?

Крещение Ольги

Однако вопросы на этом не заканчиваются. Константин VII нигде не говорит о том, что Ольга была крещена, и не разъясняет цели ее приезда. Среди сопровождающих правительницы Руси называется священник по имени Григорий. Основываясь на этом, некоторые из историков высказывают предположение о том, что во время приезда в Константинополь княгиня уже приняла христианство. Тогда в связи с чем император называет ее языческим именем?

О крещении в византийской столице говорится и у Продолжателя трудов Регино Прюмского, автора «Всемирной хроники» 10-го века. Там упоминается имя императора Романа II, что наводит на мысль о 957 годе. Свидетельство этого автора считают достоверным, так как историками предполагается, что за этим именем скрывается епископ Адальберт Магдебургский, который находился во главе неудачной миссии в Киев в 961 году и имел сведения из первых рук.

Что сказано у Иоанна Скилицы?

Ольга в Константинополе

Есть и более поздний византийский источник 11-го века, который говорит о крещении в 950-х годах. Это «История византийских императоров с 811 по 1057 год», написанная Иоанном Скилицей, чиновником у Алексея Комнина и хронистом.

Он сообщает, что Эльга, жена русского архонта, некогда отправившегося в поход против ромеев, после смерти мужа прибыла в Константинополь. Она открыто выбрала истинную веру, была крещена и удостоилась великой чести, а затем вернулась домой.

Таким образом, согласно сведениям из большинства источников, Ольга приняла христианскую веру в столице Византии осенью 957 года. По всей вероятности, крестил ее сына Константина VII Роман вместе с патриархом Полиевктом. На этот шаг Ольга решилась заранее, несмотря на то что изложенная в «Повести временных лет» легенда изображает его как спонтанный.

Апостольский подвиг княгини Ольги

В Киев Ольга привезла иконы и богослужебные книги. Ею был воздвигнут храм во имя святителя Николая. Множество киевлян она обратила ко Христу. Княгиня отправилась на Север, чтобы проповедовать истинную веру. На Киевской и Псковской земле, на отдаленных территориях и на перекрестках дорог она велела устанавливать кресты и уничтожать языческих идолов. В городах возводились храмы.

Апостольским трудам княгини Ольги оказывалось сопротивление язычниками – как явное, так и тайное. В среде дружинников и бояр было немало тех, кто возненавидел ее. Язычники оказали влияние на ее сына Святослава, который не захотел принимать христианство.

В последние годы

Крещение Руси

В конце жизни Ольга пережила немало скорбей. Сын препятствовал ее попыткам утверждать на Руси христианство. Она учила вере его детей, своих внуков, но крестить их не решалась, боясь гнева князя. Чтобы не вызывать вспышки антихристианских настроений, Ольге приходилось держать при себе священника тайно.

Княгиня ушла из жизни в 969 году. А через 19 лет семена, которые были посеяны ею, дали благодатные всходы. Князь Владимир принес на Русь христианскую веру. Таким образом, хотя к официальной дате крещения Руси Ольга не имеет непосредственного отношения, она стояла у самых истоков этого события.