"Домострой": кто написал, в каком веке?
В наши дни образованный человек, не учитывая, в каком веке написан «Домострой», может сказать, что это свидетельство варварства и умопомрачительно грубых нравов прошедших времен. Это программа воспитания детей и создание семейной гармонии при помощи побоев. Ведь там присутствуют рекомендации по применению телесных наказаний к детям, жене, слугам!
Между тем этот взгляд однобокий, и данная книга не об этом. Она писалась совсем не как руководство по битью домашних. Это богатый памятник жизни, где воспитание битьем - частность, а центром повествования является воспитание вообще. Об этом, а также о том, кто написал «Домострой» и дате создания, будет рассказано в статье.
Табу на жестокость
Нормы, которые диктует «Домострой», гораздо мягче, чем обычаи того времени. О годе создания «Домостроя» говорить не приходится. Сведения об этом не сохранились. Существует версия, что относится «Домострой» к 16 веку. Подробнее об этом будет сказано ниже.
В книге ясно говорится о том, что нельзя бить по ушам, по глазам, кулаком под сердце, железными и деревянными предметами, колоть посохом. А также о том, что сечение не должно привести к порче здоровья, и так далее. Таким образом, исходя из опыта эпохи, «Домострой» вводил табу на безрассудную жестокость.
Народ был приучен к драке
В наше время подобные ограничения могут показаться незначительными. Но чтобы оценить их масштаб, нужно понимать, как Россия жила в ту пору. Весь юг, начиная с весны, трепетал от страха перед татарскими набегами.
Ежегодно одна или несколько армий приходили к южным границам, чтобы в случае необходимости стоять насмерть против очередного нападения войск Орды монголо-татар. А также войны часто происходили и на востоке, и на западе.
Как следствие, быт в московской державе был крайне милитаризован. Тогда народ от мала до велика был приучен к драке, так как это могло понадобиться в любой момент, чтобы дать отпор врагу.
Основные фигуры быта
Рассматривая вопрос о том, кто написал «Домострой» и в какое время, нужно отметить, что тремя основными фигурами тогдашнего быта являются следующие:
- Во-первых, это крестьянин, молившийся то Богородице, то древним идолам где-нибудь в лесу. Он привык обращаться со скотом и тяжело работать. А вот галантное обхождение ему неведомо, он ему не обучен.
- Во-вторых, это воин, который защищает пахаря и владеет основной частью произведенного им хлеба. На боку он носит оружие и в любой момент готов пустить его в ход.
- В-третьих, это священник, зачастую едва грамотный, с трудом разбирающий Псалтырь. Но только он способен хоть немного смягчить сердце земледельца, руки которого задубели от тяжелой работы, кожа пропиталась соками земли. И воина, с ладоней которого годами не исчезали мозоли из-за упражнений с оружием и которому зимой приходилось спать чуть ли не на снегу.
Таким образом, в век создания «Домостроя» лишь слово Божие было способно в их душах поставить заслон жестокосердию, сформировавшемуся тяжелым бытом.
Тяжбы разрешались поединками
В те времена люди остерегались ночью показываться на улице без оружия. Тогда закон в связи с неразвитостью следственной и судебной системы допускал право на разрешение тяжб при помощи поединков. При этом иногда поединки превращались в беспорядочные свалки между сторонниками каждого из бойцов. Как таким людям возможно было объяснить, что не нужно шлепать младенца, так как это негуманно?
И вот появляется руководство, которое написано тем языком, который наши предки могли понять почти полтысячи лет тому назад. Одним словом, можно сказать о «Домострое»: какой век, такие нравы, такие и правила.
Он учит любить жену и детей, соблюдать заповеди, иначе придется держать ответ перед Богом, который видит каждый шаг и знает каждую мысль любого человека. А кто позволит себе бесноваться и в гневе бить чем попало домашних, тот будет отвечать за это на Страшном суде. Тот же, кто будет вести жизнь праведную, удостоится милости Всевышнего, Божией матери и великих чудотворцев.
Призыв любить Господа
В одной из первых глав «Домостроя» автор призывает любить Господа от всей души и иметь страх Божий в сердце своем. Он говорит, что нужно быть праведным и справедливым, жить в смирении, опустив к земле глаза, а ум простирая к небесам. Следует быть приветливым с людьми и умильным перед Богом.
Другими словами, людям, которые историей и географией были поставлены в суровые условия, напоминалось, что людьми они могут оставаться, лишь помня о Боге, любя его и одновременно боясь его гнева.
И это руководство работало, «Домострой» был почитаем. До нашего времени сохранились десятки его рукописных копий. А ведь это весьма объемное сочинение. Его переписывали и в 18-м веке, считая полезным на протяжении двух столетий как минимум. Эта книга принесла немало добра русской цивилизации.
Кто написал «Домострой»?
Прежде всего, это книга, которая регламентирует домашний быт состоятельной семьи. В ней содержится много советов о том, как вести дом, об этике отношений в семье, о религиозном наполнении повседневной жизни. И конечно, о воспитании подрастающего поколения.
Возникает естественный вопрос о том, кто написал «Домострой». Нужно отметить, что однозначного ответа не существует. Потому что это произведение нельзя приписать только одному автору. Иногда можно услышать или прочитать, что «Домострой» написал Сильвестр. Но существует мнение, что это верно только отчасти.
Многие исследователи пришли к выводу о том, что возник он в Великом Новгороде в 15-м веке, в период существования Новгородской республики. Они считают, что эта книга является результатом продолжительного коллективного труда, созданного на основе литературных источников, существовавших на тот момент. Она быстро распространилась в кругу бояр и купцов.
Множество источников
Исследователями прослеживается связь «Домостроя» и с другими источниками, более ранними. Это сборники, состоящие из «слов» и поучений. Среди них есть славянские - это «Златоуст», «Измарагд», «Златая цепь». А также и западные, речь идет о чешской «Книге учения христианского» и французском «Парижском хозяине».
Фактически в «Домострое» систематизированы и оформлены нравоучительные тексты и морально-этические нормы, сложившиеся в то время. В середине 16-го века «Домострой» переписал протопоп Сильвестр. Он был сподвижником и духовником Ивана Грозного. Книга предназначалась стать назиданием молодому государю. Однако некоторые ученые полагают, что именно Сильвестр написал «Домострой».
Существует и обновленная редакция книги. Ее в 17-м веке составил Истомин, он проживал в качестве иеромонаха в московском Чудовом монастыре и работал справщиком в духовной типографии. Позже он стал игуменом Карионом. Его редакция объединила несколько версий, существовавших на тот момент.
Основной автор
Однако, независимо от того, кто написал «Домострой», нельзя отрицать усилия и талант, которые приложил к нему Сильвестр. Он был талантливым писателем и публицистом. При Иване Грозном этот священник кремлевского Благовещенского собора имел немалое политическое влияние.
Именно с ним связывают окончательное создание рассматриваемого руководства для духовной жизни и быта. Это произведение Сильвестр выстраивает в виде поучения к Анфиму, своему сыну, подавая его в качестве итога собственного жизненного опыта.
Глава под номером 64, под названием «Послание и наказание от отца сыну», по мнению ученых, принадлежит именно его перу. Как выяснилось, Сильвестр воспользовался огромным пластом существовавшей византийской и русской литературы.
Кроме уже указанных выше источников, составитель (или несколько составителей) взял за основу Священное Писание, монастырские уставы, древнерусские учительные сборники, переводное сочинение «Стословец», принадлежащее Геннадию Константинопольскому.
Своеобразная энциклопедия
С этой точки зрения «Домострой» можно рассматривать как энциклопедию. Он представляет собой сумму нравственных образцов и бытовых стратегий, которые были накоплены православной цивилизацией к середине 16-го века.
Согласно «Домострою» воспитание должно осуществляться в христианском духе, а не по типу палочной дисциплины. Книга призвана прививать к чадам и домочадцам человечное отношение. Автор «Домостроя» говорит о том, что ни господину, ни его жене, ни его детям нельзя:
- красть;
- блудить;
- лгать;
- клеветать;
- завидовать;
- обижать;
- наушничать;
- посягать на чужое;
- осуждать;
- бражничать;
- высмеивать;
- помнить зла;
- гневаться.
Нужно быть послушным и покорным старшим, дружелюбным к средним, милостивым и приветливым к младшим и убогим. И главный способ достижения домашнего лада совсем не в том, чтобы хорошенько кого-то поколотить и тем самым в его памяти запечатлеть картину правильного поведения. Главная цель – научить, то есть разъяснить, какой образ поведения правильный, а какой - нет.
А как же битье?
Но при этом отцу семейства необходимо требовать к себе послушания. Оно является одним из главнейших принципов в семейной жизни. А как же быть с битьем? Разве о нем не говорится в «Домострое»? Может быть, это миф, что автор дает рекомендации о применении телесного наказания?
Конечно же, нет, это совсем не миф. Но следует уяснить, что тем автором, кто написал «Домострой», порка преподносится лишь как печальная необходимость. В книге ясно говорится, что применять ее следует только как крайнюю меру, когда исчерпаны все прочие способы воспитательного воздействия.