Первый русский царь в истории России

«За нас говорит сама история. Пали сильные правители и государства, а наша православная Русь процветает и ширится. Из мелких разрозненных княжеств составилось царство, крупнейшее в мире, а глава его вершит судьбы не одного лишь своего народа, к его слову внимательно прислушиваются и главы других государств», - это высказывание относится ко времени правления первого царя на Руси. Его можно найти в «Сказании о венчании русских царей», написанном в 19 веке П. П. Пятницким. О том, кто был первым царем на Руси, и пойдет речь.

Плюсы и минусы правления

Раскаяние Ивана Грозного

Как звали первого русского царя? Это был Иван IV, который остался в истории под прозвищем Грозный. Традиционно в русской историографии сложился негативный образ его правления.

Но существует и другое направление, говорящее о положительных результатах, среди которых отмечаются:

  • прекращение феодальных междоусобиц;
  • объединение земель;
  • проведение реформ, укрепивших вооруженные силы и систему управления государством.

Это дало возможность разгромить на Волге последние остатки Золотой Орды, какими были Астраханское и Казанское царства.

Одновременно с этим были и большие минусы. Речь идет о неудачах России в Ливонской войне за выход к Балтийскому морю, неурожаях в шестидесятых годах 16 века, голоде и чуме, которые опустошили страну.

Нельзя не вспомнить и о раздоре первого русского царя с боярами. Одними из самых больших минусов были:

  • раздел государства на опричнину и земщину;
  • козни опричников и казни 1656-72 годов, ослабившие страну.

Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России.

Ожесточенная борьба за господство, которую вели боярские группировки

Иван IV приходился сыном Василию III, великому князю, и Елене Глинской, великой княгине. Годом его появления на свет является 1530-й. В 1533 году умер его отец, а затем недолго правила мать, при которой велась борьба с удельными князьями. И будущий первый царь видел перед собой ожесточенную борьбу за власть между могущественными знатными боярскими группировками – Бельскими и Шуйскими в 1538-1547 годах.

Самодержавным правителем большой страны, которая перешла к нему, как наследие предков, Иван IV стал в 1547 году. Но он не просто взошел на трон, ему выпала судьба стать первым русским царем, которого венчали на царство.

Новая форма царского венчания при Иване Грозном

С вступлением на трон Ивана IV старинный обряд посвящения на царство, который выражался в «посажении на стол», изжил себя. Он уступил место новой для Руси форме венчания царей, соответствующей древнему цареградскому (византийскому) чину, сопровождаемому миропомазанием.

Почему произошли такие изменения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к тому времени, когда будущий царь еще не появился на свет. Следует вспомнить период, когда земля Русская была раздираема политическими распрями и раздроблена.

Необходимо идеологическое обоснование первенства Москвы

Первый русский царь

Прежде чем Москва стала важным политическим центром, собрав вокруг себя земли в единую крепкую державу, потребовался ряд войн, дипломатических ходов и множество прочих факторов. Но этого было еще мало. Было необходимо идеологическое обоснование того, что власть все больше сосредотачивается в руках великого Московского князя.

Началом формирования такой идеологии считается конец 15 – начало 16 вв. В это время правил Иван III, а затем и его сын Василий III. Именно тогда на территории Восточной Европы как раз и складывалось мощное Русское государство. Следовало ответить на вопросы:

  1. Какое место в мире может оно занять?
  2. Какова его роль в дальнейшей истории?

В этих условиях и формируется теория под названием «Москва – Третий Рим», обосновывающая единодержавие великих Московских князей. Она связана с именем старца Филофея, обитавшего в Псковском Елеазаровском монастыре. Большая роль в ней отведена православной религии.

Русь как преемница Византийской империи

Благословение патриарха

Нужно отметить, что представления о месте Руси в христианском мире стали формироваться вскоре после того, как она приняла христианство. До этого у славян существовала языческая вера, а после их крещения Киевская Русь сравнялась с прочими христианскими странами.

Но как показал исторический процесс, не всем государствам удалось сохранить веру в первоначальном виде. В 1054 году Римская церковь отделилась от Вселенского православия. В 1439 году константинопольским патриархом была заключена Флорентийская уния с Римской церковью. А в 1453-м под натиском турок пал Константинополь.

Все эти события оказали влияние на развитие не только многих европейских стран, но и Руси. С падением Византии, которая была мощной христианской державой, начинает переосмысливаться роль в событиях мировой истории и ее дальнейшем развитии правителей Руси.

Московские великие князья начинают рассматривать себя в качестве преемников византийских императоров, а Русское государство стремится к тому, чтобы занять место, ранее принадлежавшее Константинополю.

Теория старца Филофея о "Москве – Третьем Риме"

Москва - Третий Рим

Начиная с середины 15 века мысль о том, что Русская земля избрана Богом и имеет особое предназначение, уже не была новой. Больше того, она приобрела более глубокий смысл. Новое положение Руси оформилось в результате отступления от православия греческих правителей, а наряду с этим и стало следствием укрепления в Русской земле «истинной веры».

В этой обстановке мысли об избранности Московского государства и получают свое воплощение в идее «Москва – Третий Рим». Литературное отражение она находит в посланиях старца Филофея, которые он поочередно направлял сначала Василию III, затем Мисюрю Мунехину, дьяку, и, наконец, Ивану Грозному.

Кратко основные положения данной теории можно обозначить следующим образом:

  1. Все, что происходит в жизни народов и людей, определяет Божий промысел.
  2. Два Рима – Древний Рим и Константинополь – пали, а Москва – это Третий Рим и последний.
  3. Русский царь – это единственный наследник власти, ранее принадлежавшей правителям двух павших государств.

Таким образом, Москва рассматривается не только как мировой политический центр, но и как церковный. А Московские цари становятся преемниками императоров Византии.

Особая историческая роль Московского государства

Иоанн Четвертый

Таким образом, 16 век становится в сознании людей переломным. На Руси образуется Православное Царство - государство, в котором жизнь каждого человека, начиная от правителя и заканчивая последним из холопов, подчиняется одной цели. Эта цель заключается в том, чтобы быть достойными выпавшей на долю Московии великой миссии завершения мировой истории.

Как будущая держава, Русское государство становится в один ряд с государствами Европы. Руси того времени выпала особая историческая роль, в числе прочего она стала рассматриваться и как единственная хранительница истинного христианства.

Венчание Иоанна на царство

Иван Грозный

Именно такие воззрения на изменения в православном мире и преобладали при Иване Грозном. В 1547 году, 16 января, в Кремле, в Успенском соборе было проведено торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство.

Митрополит возложил на Иоанна крест Животворящего Древа вместе с бармами (широкое оплечье или воротник с изображениями религиозного характера) и шапку Мономаха. Это предметы, являвшиеся знаками царского сана. После того как первый русский царь приобщился к Святым Тайнам, его помазали миром.

Свидетельством того, что данное событие не рассматривалось, как просто красивый обряд, а было серьезно воспринято Иваном IV, служит и тот факт, что по прошествии десяти лет он решил закрепить свое положение. Он попросил благословения на совершенное венчание у Восточной церкви, так как до этого вселенский патриарх не давал его. А значит, в глазах иностранных правителей Иван Грозный не был первым русским царем.

Грамота вселенского патриарха

Царевна Анна

И вот в 1561 году патриарх Иоасаф прислал в Москву соборную грамоту, подписанную греческими митрополитами и епископами. В ней говорилось о родстве Московского царя и греческой царевны Анны, о роли Владимира Красно Солнышко.

Грамота поясняла, что Иван IV, без сомнения, происходит из царского рода, а именно от сестры Василия Багрянородного Анны, а также был венчан диадемой, прочими одеждами и знаками царского сана, которые были присланы из Греции. А значит, Иоанну следует именоваться законно венчанным.

Таким образом, Иоанн Грозный не просто получил царский титул, которым его называли во внешнеполитических документах. Он оказался первым русским царем, который осознал всю важность пребывания на престоле, сопряженную с духовной направленностью, без наличия которой Москва не смогла бы стать центром Русского государства и преемницей Константинополя.