Дата основания Киева и исторические факты
Время основания Киева – вопрос спорный. Это связано отчасти с тем, что приблизительно установленная дата основания города - 482 год - вызывает множество сомнений и недостаточно подтверждена историческими фактами. Но нельзя не согласиться с тем, что этот прекрасный современный город имеет древнюю богатейшую историю.
Несколько версий даты основания
Киев – столица Украины. Он является центром культуры и науки страны и по праву относится к древним городам. История его достаточно хорошо изучена. Киев был центром древнерусского государства, поэтому вопросу его образования уделялось пристальное внимание со стороны историков.
Официальной датой основания Киева принято считать 482 год. Но большинство авторитетов в области истории склонны к тому, что эта дата не соответствует истине. Предположение об основании Киева в V-VI веке, так называемая «юбилейная» версия, появившаяся в 1982 году, не может с точностью доказать, что город основан именно в это время. Проще говоря, не хватает археологического материала для ее доказательства.
Первая версия - «юбилейная»
Инициатором проведения мероприятия по празднованию 1500-летия Киева был известный украинский историк академик Транько, вхожий во власть. Он замахнулся на празднование 2000-летия Киева. Была создана комиссия во главе с академиком Рыбаковым, члены которой доказывали, что нет достаточного количества различных археологических аргументов. Ответ ЦК Компартии Украины был однозначным. Празднуем сейчас 1500 лет городу, когда появятся достаточные факты - исправим.
Появлению этого утверждения послужили результаты раскопок на правом берегу Днепра. В них были найдены остатки укреплений, жилых домов, предметы быта, соответствующие VI-VII векам, несколько монет византийских императоров Анастасия I (491-518 гг.) и Юстиниана I (527-565 гг.), золотые украшения.
Но это поселение, по мнению большинства историков, не может быть городом. По мнению польского историка XVI века, первого историографа Великого княжества Литовского Матея Стрыйковского, основание города князем Кием относится к 430 году. Но размеры его были настолько малы, что он называет его городком.
Вторая версия
Большинство историков поддерживают версию, что Киев был образован как город в IX-X веках. Они полностью согласны, что на территории современного города было несколько поселений, которые называются городскими и были основаны на рубеже V века. Но они были малыми, и считать, что это города, неправильно. По уровню социально-экономического развития их никак нельзя сравнить, например, с известным Пастырским городищем в Черкасской области.
Все поселения в границах современного Киева не могли быть «племенными центрами». Значит, дата основания Киева более поздняя. Разрозненные поселения славян на территории современного Киева - это предыстория его образования. Не от них нужно отсчитывать судьбу вырастающего на их месте исторического центра.
Древняя легенда о появлении города
Летопись «Повесть временных лет» начинает историю образования Земли Русской преданием о трех братьях - Кие, Щеке и Хориве - и их сестре, имя которой было Лыбедь. Они были полянами и жили раздельно, владели своими родами. Кий основал поселение и сидел на горе, которую сегодня называют Боричев спуск (узвоз). Поэтому Нестор считает, что именно здесь произошло основание Киева. Щек облюбовал гору, которая сегодня носит название Щекавица, Хориву досталась гора, которую люди прозвали Хоривицей.
Вокруг селений рос густой бор, полный зверья и птиц. Величавый Днепр давал много рыбы и служил развитию торговых и культурных связей с другими народами. Летописец Нестор указывает, что несведущие люди называли Кия речным перевозчиком, который организовал этот промысел на Днепре. Так как мостов в ту пору не было, то он приносил хорошие барыши. Автор летописи указывает на то, что Кий был князем и ходил с войском в Византию и подписал с константинопольским царем мирный договор.
Это был не единственный поход. Он ходил к Дунаю на болгар. Места, где они проживали, Кию очень понравились. Он решил остаться жить здесь со своим родом. Он основал городок Киевец Дунайский. Но это не понравилось местной знати. Их воины прогнали его. Этот городок существовал и во времена Нестора в XII веке. После похода против камских булгар Кий вернулся домой и умер. Племенному городку было дано имя Кия. Согласно легенде, именно он основатель Киева, откуда пошла Земля Русская.
Движение славян на запад
Историками начало этого события, сильно изменившего этническую карту Европы, датируется VI веком. В движении на Балканы и к Дунаю принимали участие не только племена из южных окраин их расселения, но и славянские народы, проживающие на Верхнем Поднепровье, которые соприкасались с балтскими племенами – предками литовцев и латышей.
Славяне из зоны лесов плыли на юг по рекам Днепр, Припять, Березина, Сож, Десна, которые текли к месту, где располагается современный Киев. Хозяином положения был тот князь, который сидел на Киевских высотах. Он взимал проездную пошлину, имел дружину. Этот процесс требовал и новых форм правления. Князю при большой массе людей, двигающихся вниз по Днепру, необходима была крепость, которая защищала бы поселение. Ведь зачастую переселение шло целыми племенами, не всегда дружелюбными.
Где располагалась Киевская крепость
По мнению академика Б. Рыбакова, который исследовал летопись Нестора, городища братьев располагались на территории современного Киева следующим образом. Щек обосновался на горе Щекавице, которая носила это название во времена Владимира Мономаха и сейчас так называется. Гора, на которой обосновался Хорив, – это Вышгород, или Хоревица (Хоривица, Юрковица). Сложнее дело обстояло с горой старшего брата Кия.
В 1908 году на Старокиевской горе внутри «города Владимира» раскопали самостоятельную крепостицу, обнесенную валом и рвом. Судя по найденной керамике «корчак», она относится к VI веку. Так когда основан Киев? Этот вопрос будет еще долго волновать исследователей. Но ответ на него находится в руках археологов.
Упоминание Киева в документах Византии
Согласно записям Константина Багрянородного, византийского императора X века, на месте современного Киева была крепость, которая носила название Самбатас, в ней останавливались ладьи, плывущие через Киев. Этот император часто упоминал город в своих документах, хорошо знал его расположение. К его работам часто обращались ученые, используя определенные данные в своих исследованиях. Но название крепости повергло советских археологов в некоторое смятение.
Было высказано предположение, что Самбатас – это гавань или затон на берегу Днепра, бывший торговым пунктом. Как известно, торговым местом Киева был Подол, именно в этой части города были обнаружены древнеримские монеты. После подробного исследования этого вопроса было установлено, что крепость Самбатас располагалась на горе недалеко от Подола. Правда, этимология этого слова до сих пор не ясна.
Далее академик Рыбаков подчеркивает, что Нестор указывал в своей летописи о том, что у Кия город был в одном месте, а потом его перенесли на высокую гору. Только после смерти старшего брата нарекли город его именем. Значит, первая крепость, может быть, и носила имя Самбатас. После строится новая на Старокиевской горе. Ее после смерти Кия нарекли его именем. Но если следовать этой версии, то образование Киева никак не может быть датировано 482 годом.
Новгородские летописи
«Повесть временных лет» была ответом невигласам (несведущим людям), которые сомневались в том, что Кий был князем. Упоминания о Кие, его братьях и сестре можно увидеть в новгородских летописях XI-XII веков. Они гласили о том, что дата основания Киева – 854 год. Таким образом, все города Руси как бы появились в одно время. Основал его охотник или перевозчик по имени Кий.
Киевских летописцев то, что основатель города был простым перевозчиком, сильно задело. Они дали ответ в летописном Своде. По их мнению, такой город, как Киев, мог основать только князь. Так, Рим основал царь Ромул, в честь сирийского царя Антиоха построен город Антиохия, в честь Александра Македонского – Александрия.
Исследования летописца Нестора
Через несколько десятилетий, а точнее в XII веке, этим вопросом занялся киевский монах-летописец и историк Нестор. Источником для написания его труда были народные сказания, предания, которые сохранились в народе, о походах князей, о том, кто основал Киев, кто такой был Кий. Он собрал большое количество материала, на основании которого в летопись вошло много исторических событий, они позволили в будущем составить развернутую картину образования Киевского государства.
Скорее всего, Нестор был добросовестным ученым и пытался узнать все подробности о личности Кия. Он не излагал в летописи того, чего не знал. У него нет точного года основания Киева. Он пишет, что князь выступал походом против Византии, но он не пишет, какой император его принимал, так что год образования Киева остался без изменения, тот, на который указывали новгородцы. Русские князья с дружинами часто ходили на Царьград, а также поступали на службу к византийским императорам, но это было в VIII-X веках.
Так, может быть, новгородцы были правы? Сходится это и со временем написания Нестором своей летописи. Не может быть того, чтобы люди помнили, что происходило 500-600 лет назад.
Так какой год основания Киева? Об этом с точностью сказать на сегодняшний день невозможно.
Упоминание о легенде в «Истории Тарона»
В середине XX века академик Н. Марр обратил внимание на то, что в «Истории Тарона», записанной Зенобом Глаком в VIII веке, есть одна глава, поразительно похожая на киевскую легенду. Она не имеет ничего общего с историей Армении. Тарон – историческая область в Армении. Что может быть общего у полян, населяющих земли современного Киева, и историей армянской области?
В ней говорилось, что три брата Куар (Кий), Мелтей и Хореван (Хорив) основывают три города в стране Полуни (Поляне). Через некоторое время они создали еще один город, который располагался на горе Керкей. Его правителем становится старший брат. Эта запись ценна еще тем, что указывает на конкретную дату, от которой можно вести отчет, – это VII-VIII века. Стоит отметить, что она несколько не совпадает с годом основания Киева в «Новгородской летописи» (IX век).
Путь от славян к грекам
До нашествия хазар вдоль реки Днепр проживали славянские племена. Об этом говорят археологические раскопки городищ Ходосовского, Каратульского, Каменского, находящихся за порогами. Есть основание предположить, что перед порогами также было поселение, но в этом случае сейчас оно скрыто Запорожским водохранилищем.
Таким образом, выстраивалась целая цепочка городков, где можно было остановиться отдохнуть, запастись продуктами, отремонтировать ладьи, купить или продать товар. Ведь путь был нелегким и неблизким. Перед порогами приходилось тащить суда волоком или перевозить их на телегах, поэтому требовался ремонт и отдых.
Город мастеров
Поселения вдоль Днепра образованы были торговыми людьми и ремесленниками: плотниками, кузнецами, другими мастеровыми. Ряд историков склонен предполагать, что поселения на берегах Днепра существовали задолго до 482 года – официальной даты образования города. В том числе и поселения в современных границах Киева. Они существовали с тех пор, как сформировалась греческая цивилизация. Поселения образовывали первые жители, которые были большей частью мастеровыми. Они давали им названия.
Этимология названия города
Существуют три официальные версии происхождения названия Киева. История каждой имеет свои основания, и все они имеют право на существование.
- По летописи, город получил название от имени своего основателя князя Кия и стал центром племени полян. Похожая легенда приведена в сочинениях армянского автора Зеноба Глака.
- Вторая версия гласит о том, что название города произошло от работников, которые обслуживали переправу через Днепр. Они носили название кияне, или кияны. Есть предположение, что слово «кий» произошло от славянского «кый» - молот. Переправа представляла собой деревянный настил, который укладывался на деревянные столбы (кии). Это можно объяснить тем, что существуют сходные названия в других странах, таких как Кийево на Балканах, Куявия в Польше. Кроме того, в русском языке существуют такие слова, как «кий» - инструмент игры в бильярд, и «киянка» - рабочий инструмент, представляющий собой деревянный молот.
- Третья версия происхождения названия города появилась в XX веке. Ее выдвинул историк Гарвардского университета О. Прицак. Он предполагает, что слово «кий» еврейского или тюркского происхождения и связано с хазарами, которые, по его словам, и основали город Киев. Хорошо известно, что хазары исповедовали иудаизм. А их правители были иудеями.
Каждая из версий имеет право быть, но ни одна из них не имеет преимуществ перед другими, так как нет веских доказательств ни одной из них.
Так когда же появился Киев?
Как писал академик Рыбаков, рождение города – это не появление сказочных палат за одну ночь. Это рождение центра, узла прочности всей округи. Причины появления города могут быть различными, равно как и их формы. Это может представлять собой порубежное или центральное укрепление, место проведения веча, стан князя, племенной ритуальный центр, место торга и даже перепутье дорог. Чем их больше в одной точке сосредоточено, тем больше гарантировано появление города на месте племенного поселения. Это происходит при трансформации общества из первобытного в классовое.
Ответ на этот вопрос можно найти только в будущем. Никто не может решить: «А давайте отпразднуем юбилей и скажем, что городу 1500 лет», - только из-за того, что найдены древние византийские монеты. Таких сведений должно быть как можно больше. Не зря же постоянно работают археологи, обнаруживая все новые факты, только они помогут нам с точностью сказать, сколько лет Киеву и другим городам.