Первый Земский собор: когда был созван, исторические факты

Несмотря на важность наличия в стране сильного лидера, общая воля народа также играет весьма существенную роль. Ее проявление имеет глубокие корни. Так, славяне собирались на вече, чтобы решать насущные вопросы, с древних времен. В период нужды народ может проявлять недюжинную решительность и ответственность за судьбу Отечества.

Одним из таких способов страны регулировать саму себя и проявлять свою волю был Земский собор. В данной статье мы рассмотрим подробнее созыв первого Земского собора. Дата этого события — 1549 г.

Что такое Земский собор?

Земский собор — особое явление в политике России XVI-XVII веков. Это сословно-представительное учреждение, олицетворяющее собой собрание людей практически всех слоев общества (крепостные крестьяне в собор не входили) со всей территории страны.

Возникновение сословно-представительного учреждения — закономерное явление в историях разных стран. Земский собор по большей части соответствует ландтагам Германии и Австрии, рикстагам скандинавских стран, Генеральным штатам Франции и Нидерландов и многим другим подобным органам власти. Историки зарубежья отмечают сходство Земских соборов с парламентами их государств.

Собор созывался для решения различных насущных для России вопросов, будь то внутренняя и внешняя политика или экономика. На собраниях принимались такие решения, как продолжение войны или заключение мира, сборы податей для военных нужд, даже избрание и утверждение царей.

Посольство Земского Собора

В разные периоды Земский собор играл разную роль в жизни государства. Собор мог выполнять совещательную функцию при текущем правителе либо иметь собственную волю и реализовывать выбор людей, в нем участвующих. К примеру, во времена Смуты, когда власть в стране была крайне шаткой, Земские соборы были как никогда ее поддержкой, по сути став верховным органом власти.

Как явление Земский собор был гибким и отвечающим текущим условиям, и потребностям страны.

Предыстория

Иван IV, при котором состоялся первый Земский собор, в 1533 г. унаследовал престол, но еще не мог полноценно прийти к власти из-за малого возраста. Его отец, великий князь московский Василий III, умер, когда Ивану было 3 года.

Перед смертью он назначил совет регентов-опекунов, в который входило семеро бояр. "Седьмочисленная" комиссия получила ответственность за порядок в стране и благосостояние Ивана, пока он не достигнет пятнадцати лет и не сможет взять правление на себя.

Однако замыслу Василия III не суждено было сбыться: меньше чем через год после вступления на пост опекунский совет распался в результате переворота, а регентство при Иване заняла его мать Елена Глинская. Княгиня правила решительно и даже провела в России денежную реформу, введя единую для страны денежную единицу, но также не дожила до совершеннолетия юного князя. Считается, что Глинскую отравили, так как в останках была обнаружена ртуть. Она умерла в 1538 году, оставив восьмилетнего Ивана IV на милость бояр Василия и Ивана Шуйских, которые захватили власть и стали фактически править от имени юного наследника престола.

Елена Глинская

Судя по словам и письмам Ивана в будущем, бояре плохо с ним обращались, лишали пищи и одежды и всячески унижали. Никто больше не мешал им раздирать страну дворцовыми интригами, казнокрадством и нечестными податями.

В это непростое время у Ивана был наставник — митрополит Макарий. Считается, что он немало повлиял на решения князя, в том числе навел его на мысль первым в российской истории венчаться на царство, став тем самым равным европейским королям и упрочив свою власть.

венчание на царство Ивана IV

Предпосылки для Земского собора 1549 года

Смерть Василия III и малолетство его наследника повлекли за собой острый социально-политический кризис: в стране больше не было властного и авторитетного монарха, при дворе воцарилась атмосфера интриг: плелись заговоры и совершались перевороты. Правящие от имени юного Ивана бояре злоупотребляли властью, увеличивали налоги и ужесточали повинности народа.

Кульминацией кризиса стали череда разрушительных пожаров в 1547 году и последовавшее за ними Московское восстание, в котором народ ополчился против рода Глинских, виня их в поджогах и колдовстве. Тогда семнадцатилетний Иван IV, уже ставший царем, взял судьбу страны в свои руки и в 1549 году созвал 1 Земский собор.

Цели собора

В Степенной книге сказано:

Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина.

Главными целями созыва Земского собора были примирение между собой сословий, устранение хаоса, учиненного за прошедшие годы Боярской думой. Также народу было важно знать о приходе царя, посланного Богом истинного властителя. Иван IV должен был заявить о себе и вместе с тем заручиться поддержкой народа, чтобы положить конец распрям.

Кроме того, страна нуждалась в реформах. Россия уже давно пережила эпоху раздробленности, и власть над объединенной державой сосредоточилась в руках московского князя. Действовавший с 1497 года Судебник Ивана III уже не мог удовлетворить требования единой и централизованной России.

Суть Земского собора

Само слово "земский" означало "общегосударственный". Так называли дело, которое было важно для всех земель страны.

Созыв представителей бояр, дворян и духовенства для решения насущных проблем был беспрецедентным шагом в истории Отечества. Когда первый Земский собор был созван, Иван IV выступил с "покаянной речью". Сначала он обличил Боярскую думу в бедах, причинявшихся стране в последние годы:

«О неправедные лихоимцы и хищники, и судьи неправедные! Какой теперь дадите нам ответ, что многие слезы воздвигли на себя? Я же чист от крови сей, ожидайте воздаяния своего».

Царь Иоанн IV

Затем царь призвал людей оставить "вражды и тягости" и забыть про споры и беды прошедшего. Он поручил своим приближенным принимать челобитные от жертв нечестности бояр и рассуживать споры.

Проблемы местного самоуправления

На Земском соборе 1549 г. активно обсуждался вопрос самоуправления областей, потому как именно он был корнем стольких тяжб и ссор.

В России все еще действовала сложившая в XI-XII веках система кормлений, то есть обязательство местного населения содержать ("кормить") служащих в данной области должностных лиц. Кроме того, сборщики податей назначались князьями, менее заинтересованными в честности сборов, чем "налогоплательщики".

Эти факторы приводили к тому, что люди с властью становились склонны ею злоупотреблять, практически грабя народ.

В губной избе. Картина Алексея Максимова

На соборе речь шла о введении по всей стране должностей старост и целовальников, которые будут избираться на местах, а не назначаться централизованно. Люди, выбранные на эти посты, должны будут взимать подати, вести судебные дела и в целом выполнять функцию слежки за соблюдением порядка на вверенной земле.

Такое нововведение должно было поспособствовать уменьшению наместнического произвола и стать конкретным проявлением намерений царя "привести всех в любовь".

Новый Судебник

Помимо разрешения большей части споров, на Земском соборе 1549 года было решено создать новый Судебник, который затем будет утвержден на Стоглавом соборе в 1551 году. Он должен был закрыть пробелы в старой законодательной системе и ввести новые правовые акты, в которых возникла нужда.

В новом законодательном документе было сто упорядоченных и каталогизированных статей, что являлось новшеством в составлении нормативно-правовых документов. Новый Судебник использовал прецеденты из судебной практики, в том числе имевшие место судебные ошибки. Впервые предусматривается наказание для судей за взяточничество и неверный приговор.

В целом тенденция нового свода законов — усиление централизованного контроля за судебной системой и правом в целом, а также ослабление власти местных судов.

Судебник Ивана IV

Особенности первого собора

Десятки проведенных с середины XVI до конца XVII века Земских соборов говорят нам об основных тенденциях таких собраний: на них решаются финансовые дела, вопросы войны и мира; в конце концов, избираются правители (например, Борис Годунов, Василий Шуйский и Михаил Романов были избраны на царство именно через Земский собор).

Первый собор имел свои особенности. Во-первых, в нем пока отсутствовала выборная составляющая. Ключевский писал о Земских соборах времени Смуты и позднее:

Рядом с государевой волей, а иногда и на ее месте теперь не раз становилась другая политическая сила - воля народа, выражавшаяся в приговорах Земского Собора“.

Однако на соборе 1549 года сословия имели совещательную роль и не могли диктовать государю свою волю.

Во-вторых, на собор не были призваны представители купечества (однако оно не играло важной роли и на других созывах). В 1549 году перед царем предстали только Освященный собор (церковь), Боярская дума и дворяне.

Таким образом, еще рано говорить о сословно-представительной монархии в XVI веке, однако начало традиции таких сборов было положено для будущих веков, пока реформы Петра I, направленные на абсолютизм, не ликвидируют необходимость в них.

Земский собор, А. Максимов

Результаты

Первый Земский собор не был богат судьбоносными решениями. Даже Судебник будет представлен только через два года на Стоглавом соборе, а пока Иван IV лишь только согласовал его составление.

Главное изменение, внесенное в систему управления страной — это создание должностей выборных старост и целовальников, делающее местный суд более честным. Также немаловажным было намерение царя принимать челобитные от "обиженных" и решать тяжбы, оставшиеся с кризисного периода.

Значение собора

Несмотря на малое количество масштабных изменений в формальных вопросах, 1549 год стал знаменательной датой. Когда первый Земский собор был созван, возможно, решилась судьба Отечества на десятилетия вперед.

Данное событие не просто так называли "Собором примирения": оно было символом окончания распрей, всполошивших страну после смерти Василия III. В период бесчинства властолюбивых бояр, когда терпение многих было на пределе, после грандиозного пожара и восстания семнадцатилетний царь впервые заявил о себе, созвав Земский собор. Он выступил на нем с примиряющей речью и продемонстрировал свое намерение служить на благо Родины, чем, само собой, немало укрепил свой авторитет.

Как упоминалось выше, собор стал первым намеком на возможность существования сословно-представительной монархии в России, когда власть правителя может корректироваться представителями различных сословий.

В конце концов, собор 1549 года положил начало практике, которая просуществует почти полтора века и поможет народу России пройти через суровые испытания Смутного времени.